Дети с мо­тор­чи­ком

Дети с мо­тор­чи­ком
 13.12.2012

Про таких детей говорят: не ребенок, а вечный двигатель. Он всегда куда-то торопится, трогает, хватает, ломает, дергает, бросает. Его ноги целый день носятся, вскакивают, перепрыгивают. У него очень быстро меняется настроение: то безудержная радость, то бесконечные капризы. Обычно он самый шумный, в центре драки, кутерьмы, там, где баловство, проказы. Психологи и невропатологи считают это отклонением от нормы и бьют тревогу: у ребенка синдром гиперактивности
Шилопоп или зачарованный?

Все родители по-разному оценивают развитие детей. Для одних «нормально» — это когда ребенок тихий и спокойный. Другие считают, что здоровый ребенок должен бегать, прыгать и болтать, а когда он тихий и спокойный — значит, заболел. Единого критерия в этом вопросе нет.

«Многие мамы в большинстве случаев ошибочно называют своих детей гиперактивными, — говорит Ольга Гаркавец, психолог. — Сейчас этот термин звучит очень часто. Со стороны психолога неправильно делать заключение о гиперактивности ребенка, так как это медицинский диагноз, поставить который может только невропатолог. Мы можем только предполагать. Поэтому в первую очередь стоит вспомнить о темпераменте. О том, какой характер заложен в ребенке природой, зависит его развитие. Существует несколько видов темперамента: сан­гвиники (уравновешенные), холерики (быстровозбудимые), флегматики (малоактивные) и меланхолики (впечатлительные и неуверенные). Нет чистого темперамента, но преобладание одного из них обычно чувствуется. Опираясь на него, родителям легче понять и принять своего ребенка».

Симптомы синдрома

По словам психолога, признаки гиперактивности можно пронаблюдать и самостоятельно. Такой ребенок постоянно двигается без цели. Он не умеет играть в тихие спокойные игры, просто посидеть спокойно, постоянно ерзает на стуле. Всегда нацелен на движение. Очень часто болтает без умолку. Для него характерны импульсивность и невнимательность. Специалисты отмечают, что гиперактивные дети были всегда, просто термина такого не было. Среди наиболее частых причин называют родовые травмы, заболевания матери во время беременности, прием беременной каких-то химических препаратов, генетические особенности, плохую экологию. Без своевременной коррекции последствия могут быть печальны: от проблем в школе до различных зависимостей — алкоголь, наркотики, азартные и компьютерные игры.

И начинаются проблемы

«Самое главное отличие таких детей — то, что они быстрее, чем их сверстники, переключают свое внимание с одного предмета на другой, — говорит Ольга. — Они не могут сосредотачиваться. Жизнь такого ребенка осложняется не только в детском саду, когда нужно жить по режиму, но и при поступлении в школу. Сидеть 40 минут за партой для него пытка. Гиперактивный ребенок вызывает раздражение всего детского коллектива, да и сам порой становится агрессором. Часто это является защитной реакцией ребенка, которому неуютно среди людей. От него постоянно что-то требуют, читают нотации, приводят в пример других детей, наказывают. Пока родители не поймут, что их ребенок нуждается в психологической и неврологической помощи, ситуация останется прежней или накалится еще больше, вплоть до исключения из школы».

Лечим добротой и вниманием

«Конечно, если вас смущает поведение вашего ребенка, лучше обратиться к специалистам, для начала — к невропатологу. Что касается психологической помощи: если вы мама гиперактивного ребенка, наберитесь терпения, — советует психолог. — «Уберите» скопившуюся злость. Раздраженная мама не поможет, а только усугубит проблему. Самое главное — разумная строгость, доброта и терпение. У детей «с моторчиком» низкая восприимчивость к наказаниям и отчитываниям, зато они очень хорошо реагируют на одобрение и похвалу. Очень важен тактильный контакт: гиперактивный ребенок нуждается в объятиях и поглаживаниях намного больше, чем ребенок без этой проблемы. Не бойтесь испортить ребенка лаской. Обязательно наличие собственной комнаты или уголка — личного пространства, где ребенок будет чувствовать себя максимально защищенным».

Вам необходим режим

Для таких деток нужен четкий режим дня. Регулярное несоблюдение режима ведет к хроническому перевозбуждению, ребенок не успевает восстанавливаться. Как бы банально ни звучало, необходима диета. Категорически запрещено все, что содержит кофеин, другие стимулирующие вещества — кола, газировки, шоколад и прочее.

Специалисты рекомендуют также не увлекаться сладким, так как глюкоза — хороший источник энергии. Ограничить доступ к компьютеру, ТВ, следить за тем, чтобы ребенок не смотрел программы, где присутствует насилие.

Хвалите да нахваливайте

Обязательно поощрение за любую деятельность, связанную с концентрацией внимания (раскрашивание картинки, чтение, решение ребуса). Противопоказано частое появление в местах с большим скоплением людей: на рынках, в крупных супермаркетах. Положительно влияют прогулки на свежем воздухе, поездки на природу, занятия спортом, но без сильного переутомления. Приказы необходимо заменить на просьбы, но без сюсюкания и заискивания. Научитесь переключать внимание вашего ребенка интересными, неожиданными вопросами или просьбами, предоставляйте выбор деятельности. Возможность выбирать рождает ответственность и способствует формированию целостной личности. Самое главное — не бороться с ребенком, а принять его таким, какой он есть, воспитывать примером, любя и заботясь.

Автор: Олеся Крамаренко

По материалам z-city.com.ua

Комментариев (0)

Осталось 360 символов

В США будут учить детей по-новому

В США будут учить детей по-новому
образование и развитие

Министр образования американского штата Калифорния Глен Томас предлагает скачивать учебную литературу в сети и ходить в школу с букридером вместо книг.

Стоит ли давать детям планшеты?

Стоит ли давать детям планшеты?
образование и развитие

Может ли iPad быть подходящей игрушкой для ребенка? Таким вопросом задается журналистка Ханна Розин в The Atlantic.

Украинских детей хотят обучать без оценок

Украинских детей хотят обучать без оценок
образование и развитие

Система образования в Украине требует неотложных изменений не только на уровне финансирования, пересмотра стандартов и введения тестирования. Главной проблемой для большинства учащихся и учителей до сих пор остается оценивание.

За сколько времени можно «окупить» свое обучение в вузе

За сколько времени можно «окупить» свое обучение в вузе
образование и развитие

Каждый родитель желает лучшего будущего для своего ребенка. Поэтому минимально за год до окончания школы старается выпытать у своего чада, кем тот хочет стать. И если мнения по поводу будущей профессии сильно расходятся, в ход пускаются самые веские доводы — какие материальные выгоды принесет выбранная работа.