«К четырем прибавить два, по слогам читать слова...»

«К четырем прибавить два, по слогам читать слова...»
 06.02.2013

Родители каждого ребенка хотят, чтобы их дитя училось в самой лучшей школе, желательно в гимназии, и непременно в самом сильном классе. Но чем это желание может обернуться для ребенка, как избежать детского стресса и сделать обучение в школе комфортным и качественным, разъясняли специалисты.

Еще несколько лет назад условия поступления беспокоили одиннадцатиклассников и их родителей. В наше время эта проблема стала моложе на 11 лет: сегодня о поступлении волнуются, начиная с детского сада, но о поступлении не в вузы, а в школы. К вступительному тестированию дошкольников уже все привыкли и принимают как должное. Но мало кто знает, что тестирование во многих случаях — незаконно и непедагогично.

Горе от ума

К поступлению в школу теперь готовят на специальных подготовительных занятиях по субботам в течение всего предучебного года, в так называемых «школах будущего первоклассника»: психологи работают с пятилетними детьми в русле психологической адаптации, а учителя начальных классов учат читать, писать, считать, рисовать и многому другому. С одной стороны, что ж плохого в раннем развитии? Но с другой стороны, часто все, чему дети учатся на подготовительных занятиях, в течение первого года повторно проходят в школе.

Лидия Подоприхина, учитель начальных классов с педагогическим стажем 32 года:

«Ребенок должен быть подготовлен к школе: знать буквы, цифры, должен быть эрудирован по возрасту. Но требовать от шестилеток чтение, решение пусть элементарных математических примеров — абсурд. Безусловно, с подготовленными детьми работать легче, но есть и другая сторона — дети, которые все умеют, очень часто теряют к учебе интерес — и это хуже всего. Посещать подготовительные (а они стоят немалых денег) — дело не обязательное, можно учить ребенка и дома, и в детском саду, но на практике выясняется: если не ходил на них — будешь выглядеть слабым и неподготовленным на фоне подготовленных».

Тестирование шестилеток — дело опасное

Другое дело — вступительные тесты, которые применяются сегодня в некоторых школах Крыма. Кто имеет право проводить тестирование и насколько его применение правомерно и безболезненно для будущих школьников, нам ответили специалисты.

Валентина Бойко, начальник отдела общего среднего образования Министерства образования и науки, молодежи и спорта АРК:

«Для поступления в первый класс родитель ребенка должен написать заявление, принести медицинскую карту и копию свидетельства о рождении. Тестирование и конкурсный отбор по закону проводят только специализированные школы с углубленным изучением предметов, школы с углубленным изучением языков и предметов художественно-эстетического цикла».

Высокими требованиями школ возмущается буквально каждый родитель, и в то же время не перестает изыскивать у своего чада неординарные способности — не может же его ребенок выглядеть хуже! Мам и пап понять можно, но вот о психике ребенка мало кто задумывается всерьез. В итоге адаптация ребенка к первому классу существенно затягивается, потому что он чувствует, что пришел не туда, где ему радуются и его ждали, а туда, где чужие люди в непривычной обстановке начинают от него требовать ответов и решений.

Наталья Ткаченко, психолог:

«Ребенок шести лет не ориентирован на результат своей деятельности, а больше — на процесс обучения. Ему очень тяжело понять, что от него хотят. А в результате ему к поступлению в школу уже нужно иметь тот запас знаний и информации, которые часто дети получают после прохождения первого класса, — это, конечно, абсурдно».

Учеба детей — результат амбиций родителей

Тем не менее даже если родители и понимают, что требуют от своего дитяти лишнего, все равно ведут в школы, где эти требования все же неотъемлемы.

Татьяна Коваль, директор гимназии №9 г. Симферополя с углубленным изучением английского языка:

«Есть понятие: психологическая готовность к обучению в школе. Существуют правила приема, но только для специализированных учебных заведений, т. е. не для общеобразовательных школ. Готовность мы определяем согласно тестам, разработанным и утвержденным Академией педагогических наук Украины. У поступающего к нам ребенка должны быть хорошо развиты память, внимание, мышление, словарный запас, нормально развитый речевой аппарат, без дефектов речи».

Игорь Ковалев, директор гимназии №1 им. К. Ушинского г. Симферополя:

«По месту жительства должны принять любого. Психологи смотрят, готов ли ребенок к обучению, готов ли он усваивать материал, быстро ли он устает. А уметь читать, писать ему необязательно, здесь его научат. Тесты — развивающие: по ним смотрят, понимает ли ребенок, что он делает. Мы берем практически всех. С помощью тестов мы просто составляем карту ребенка».

У родителей поступающих в этом году первоклашек нашей редакции удалось выяснить, что тесты касались не только определения психоэмоционального состояния ребенка, но и его навыков и знаний. А чтобы сдать их успешно — опять-таки нужны дополнительные занятия.

Во сколько лет лишать ребенка детства?

В классы школ планируется набирать по 28 — 30 человек. Но иногда эти нормы, установленные Министерством образования, не выдерживаются, и в классы попадает практически 40 детей.

Анна Б., мама первоклассницы Оли:

«Школа старая, классы маленькие. В классе около 40 человек, и парты поставлены настолько близко друг к другу, что учительница не может пройти между рядами. Получается, что дети, которые сидят впереди, еще как-то попадают в поле ее внимания, а те, кто, как говорится, на галерке, вообще предоставлены сами себе».

Немаловажно и когда отдавать ребенка в школу. Оказывается, по закону об образовании в Украине предусмот-рен прием детей в школу не раньше шестилетнего возраста, но нигде не сказано, что в семь лет прийти в первый класс — нельзя. Поэтому вопрос, в каком возрасте начинать приобщать свое чадо к взрослой жизни, а другими словами, лишать ребенка беззаботного детства, вполне могут решать только родители.

Автор: Вера Надеждина

По материалам ktelegraf.com.ua

Комментариев (0)

Осталось 360 символов

Британцы начали борьбу с расизмом в детских садах

Британцы начали борьбу с расизмом в детских садах
образование и развитие

Национальное управление по делам детей Великобритании (National Children's Bureau — NCB) выпустило 366-страничную инструкцию по борьбе с расизмом в детских садах, сообщает The Telegraph. Документ, озаглавленный «Маленькие дети и расовая справедливость», предлагает воспитателям обратить внимание на потенциально опасные проявления расизма среди дошкольников и пресекать их на ранней стадии.

Психологи выяснили главную проблему современных детей

Психологи выяснили главную проблему современных детей
образование и развитие

Психологи бьют тревогу — современные дети страдают от синдрома хронической усталости. Об этом свидетельствует исследование, проведенное специалистами из Университета Бристоля.

В Украине 57% детей посещают детсады

В Украине 57% детей посещают детсады
образование и развитие

В Украине почти 1100 детских садиков временно не работают по различным причинам. Сегодня лишь 57% детей (в частности в сельской местности — 33%) посещают детские садики. Об этом на заседании гуманитарного совета заявил Виктор Янукович.

Девятилетний китаец стал самым молодым студентом-математиком

Девятилетний китаец стал самым молодым студентом-математиком
образование и развитие

Девятилетний Шень Шицзюнь стал самым молодым студентом математического факультета университета «Цзюнь Хуэй» (Баптистский университет) в специальном административном районе Китая Гонконг.