Как воспитывать ребенка: о мудром контроле

Как воспитывать ребенка: о мудром контроле
 12.04.2013

На идею поделиться опытом меня подтолкнули разговоры о запретах, вседозволенности и неуправляемости современных детей. Иногда встречаю на разных форумах родительских целые дискуссии и даже «яростные драки». «Ребенок — личность, ему нужна свобода» — утверждают одни. «Ну-ну, настрадаетесь вы еще от своей свободы — отвечают другие». И так до бесконечности.

Надо сказать, что «свобода» — для меня слово ключевое, независимо от того, касается ли это детей на занятиях, моих собственных детей или даже семейной жизни. Но понятие свободы слишком широко и многогранно, и, конечно, требует пояснения в каждом отдельно взятом случае. Ведь правда, как известно, всегда где-то посередине...

Свобода не исключает контроля. Только что именно мы контролируем?

Например, распространенная проблема всех родителей: «ребенок и компьютер». Чаще всего родители контролируют время пребывания ребенка за играми, поощряя или наказывая его (награда за оценки, наказание за поведение) тем самым компьютером и временем пребывания за ним. Что, на мой взгляд, является совершенно неверной схемой при воспитании детей! При этом ребенок вообще не имеет прав и свобод, и осваивает ужаснейшую систему, со временем учась хитрить, юлить и даже врать. При этом получается, что родители сами его провоцируют! Как же поступать? Давать ребенку свободу самому выбирать, сколько сидеть за компьютером! Но при этом составлять с ним четкий план: что и когда мы должны выполнить в течение дня. Объяснить, чтобы ребенок хорошо понял, зачем нам нужны занятия или прогулка на свежем воздухе, например. А в остальное время можно делать что угодно, в том числе и играть. Почему нет? Так ребенок будет учиться самоконтролю, что для родителей гораздо спокойнее и выгоднее! Если вариант не слишком запущен (уже есть неправильная схема поведения), дитя с радостью примет такой вариант и будет им разумно распоряжаться!

Если же у вас в семье уже действует закон «наказания — поощрения», всегда можно ввести новое правило, но, конечно, уже с оговорками. Пусть для начала пишет план, где четко указывает свое время игры. Но сам!

Контролировать же, на мой взгляд, нужно не «сколько», а «что»! Для этого нужно выделить время, чтобы найти — подсказать — заняться вместе с ребенком теми играми (или мультиками), которые мы считаем подходящими для ребенка. Если вы действительно включитесь в процесс, скорее всего, вам удастся заинтересовать ребенка тем, чем хотелось бы! Объясняйте, если нужно, выражайте свой эмоциональный восторг — дети очень любят то, что вызывает у родителей бурные положительные эмоции. К примеру, «Ой, какая игра! Она не просто интересная, а еще и умная! Смотри, как развивает! Если в нее играть, можно быстро поумнеть»!

О ханжестве и личном примере

Думаю, в глубине души каждый умный родитель понимает простую истину: «Ни одно правило не будет работать с ребенком, если не придерживаешься его сам»! Глупо говорить, что чипсы не полезны, и при этом есть их пачками. Конечно, ребенок будет делать то же самое. Но если с чипсами все более-менее ясно, то стоит задуматься, не проявляем ли мы скрытое ханжество по отношению ко многим другим важным вещам? Ведь пример имеет место быть только тогда, когда мы по-честному относимся к себе. Ребенок чует такие вещи нутром. Так что, если вы будете курить «втихаря» на балконе, когда он спит, а при нем распинаться о вреде курения, это будет гораздо хуже, чем честно сказать: «Я не горжусь тем, что курю, и очень пытаюсь избавиться от этой привычки. А еще очень не хочу, чтобы она появилась у моих детей».

Кстати, об общих вредных привычках и добродетелях. «Ничто так не подавляет чувства свободы, как инстинкт стадности» — сказал однажды русский афорист, бизнесмен Михаил Мамчич. Проверьте, насколько часто вы сами говорите ребенку фразы вроде: «а когда я был, как ты», «делай так, как положено» (кем положено? почему?), «вот такие хорошие дети, как тот-то, делают так-то»... Чаще всего мы даже не замечаем, как своими запретами программируем ребенка на «стадность», ущемляя его индивидуальность. Ребенок сопротивляется — начинаются конфликты, ребенок соглашается — он начинает терять себя, подстраиваться «под течение». И хоть поначалу такой покладистый ребенок очень «удобен» для родителей, со временем из него будет очень сложно вытащить ответ на вопрос: «Чего же я, именно я (не родители, не учителя, не друзья, а именно я) хочу»? Свобода — это все начинать с ребенка! Его мировоззрения, желаний, мыслей... А контроль — это поддержка. Просто идите рядом, не отдаляясь слишком далеко, чтобы в нужным момент подхватить...

 

Автор: Наталия Грабовская, арт-терапевт

По материалам www.uaua.info

Комментариев (0)

Осталось 360 символов

В этом году повысился спрос на обучение в США

В этом году повысился спрос на обучение в США
образование и развитие

«Спрос на западное образование у клиентов с высоким уровнем дохода есть всегда», — рассказывает эксперт по среднему образованию международного образовательного агентства DEC education Ирина Маслова. «Но сейчас, подводя предварительные итоги 2014 года, мы отмечаем новый тренд в выборе среднего образования за рубежом: увеличилось количество запросов на обучение в престижных школах США.

Внешний мир — это реализованный мир внутренних мыслей человека

Внешний мир — это реализованный мир внутренних мыслей человека
образование и развитие

«Не стоит искать причины своих неудач во внешнем мире. Внешний мир — это реализованный мир внутренних мыслей человека», — отметила психолог В.Березянская. По словам В.Березянской, человек ищет гармонии во всем.

Азаров выступает за усиление нравственного воспитания детей

Азаров выступает за усиление нравственного воспитания детей
образование и развитие

Премьер-министр Украины Николай Азаров выступает за усиление нравственного воспитания детей. Об этом он заявил во время III Всеукраинского съезда работников образования.

Миру не хватает 18 млн. учителей начальной школы

Миру не хватает 18 млн. учителей начальной школы
образование и развитие

Накануне Всемирного дня учителя, который отмечается 5 октября, ЮНЕСКО привлекла внимание к проблеме нехватки учителей в мире. Для того, чтобы достичь цели обеспечения всеобщего начального образования к 2015 году, потребуется 18 млн. новых учителей начальной школы.