Обычаи и традиции одного из самого таинственного праздника Ивана Купалы

Обычаи и традиции  одного из самого таинственного праздника Ивана Купалы
 06.07.2016

Сегодня ночью — с 6 на 7 июля — наступает один из самых таинственных и веселых народных праздников — Ивана Купалы. Он совпадает с церковным торжеством Рождества Иоанна Крестителя. В украинском фольклоре, пожалуй, самое большое количество преданий и легенд связано с этим праздником.

Наши предки верили, что раз в году — в Иванову ночь — Земля-мать одаривает своих детей целебными силами, а огонь защищает от всяких несчастий. Именно поэтому в ночь на Ивана люди всем миром собирались на берегу рек или озер, где разводили костры, прыгали через очищающий огонь, первый раз купались в водоеме, а главное — просили у Бога мира, здоровья и семейного благополучия.

День Ивана Купалы наши предки всегда отмечали весело. Причем гулянья не считались чем-то греховным, даже несмотря на Петров пост (который заканчивается 12 июля). Начинался праздник накануне, 6 июля (23 июня по старому стилю). В народе этот день назывался Купальниця. «Красуня Купальниця поспішає зустрітися з Купалом, тому допомагає дівчатам прикрашати житло вінками з квітів i трав», — говорили люди, расставляя в доме пышные букеты цветов.

Девчата и парубки в этот день встречались на околице села, в лесу или у реки, где устраивали забавные игры, водили хороводы, пели... Например, выбирали самых красивых в компании парня и девушку — Молодого и Молодую, а также их родственников и разыгрывали целую свадьбу, чтобы таким образом помочь всем хлопцам и девчатам найти в нынешнем году свою пару. Конечно же, нетерпеливым девушкам было интересно, каким будет суженый. Поэтому на Купальницю девчата обязательно гадали. Чтобы узнать свою судьбу, полагалось вечером принести в дом двенадцать трав, среди которых обязательно должны были быть чертополох и папоротник. Перед сном букет клали под подушку со словами: «Суджений-ряджений, прийди в мiй сад погуляти!» Кто приснится, тот и жених.

Люди семейные в канун праздника хлопотали по дому, чтобы все привести в порядок. Рано утром хозяин отправлялся на поле и с молитвой срезал несколько колосьев, щоб нива родила. В это время женщины готовили обед. Поскольку длится Петров пост и есть мясо, яйца и молочные продукты не полагается, к празднику жарили грибы и рыбу, лепили вареники с ягодами, пекли медовые коржики, бублики и пироги с вишней. Еды делали много, ведь на Ивана в доме всегда ждали гостей. А еще выпечкой было принято угощать нуждающихся соседей, вдов и сирот.

Закончив домашние дела, отправлялись в баню. Считалось, что, если накануне Купалы хорошенько попариться с веничком из целебных трав, можно навсегда избавиться от болезней и даже омолодиться. Видимо, чтобы усилить лечебный эффект, немощных и старых заносили в баню на вязанках крапивы, а после парилки угощали специально сваренной сладкой ячменной кашей с маслом — кутьей.

Как только солнце садилось, на смену Купальниці приходил Купала. Имя Иван прибавилось к названию с распространением христианства на Руси. Iван-травник, Iван-лопушник, Iванець — со временем стали говорить наши предки о Купале. Считалось, что в этот день Иоанн Креститель освятил воду и прогнал все злые силы. А еще в старину люди верили, что в праздник «відчиняється Небесна брама i Господь чує всi молитви людей».

Вечером накануне Иванова дня молодые люди отправлялись к реке или озеру и на берегу устанавливали деревце — Купалу. На Волыни и Подолье его делали из вербы, которую девушки украшали цветами, венками и лентами. Хлопцы в шуточных битвах отбирали у девчат вербу, ломали ее и разводили из веток огонь. Молодые люди вместе водили вокруг костра хороводы. На Полтавщине вместо деревца было соломенное чучело в костюме замужней женщины, но с девичьими лентами на голове.

Еще делали чучело Марены, или Мары, яка морить землю стужею, а людей — хворобою та голодом. В течение праздника Мару нужно было всячески ублажать, а после уничтожить. В некоторых регионах Украины куклу изготовляли из веток вишни, клена или плели из травы. На юге носили к морю украшенные лентами ветки черешни.
Помимо купальской куклы, наряжали самую красивую незамужнюю девушку. Ее тоже называли Марой, Мареной или Купалой. На Киевщине молодежь водила Марену в лес. Девушке завязывали глаза и опускали в заранее приготовленную яму, наполненную венками из свежих и увядших цветов. Она брала первый попавшийся венок и передавала его наверх. Вытащит венок из свежесорванных цветов — селян ожидает благополучный год. Достанет увядший — жди голода и несчастий.

Праздник Ивана Купалы не обходился без очищающего огня. Для купальского костра иногда использовались ветки вишни, а также крапива, которая, согласно поверью, проганяє злих духiв. Парни и девушки брались за руки и первыми с разбега прыгали через пламя. Если рук не разнимали, это был знак, что скоро поженятся и семья будет крепкой. Прыгали через костер и те, кто еще не встретил свою половинку. Чем выше над огнем окажешься, тем счастливее будешь в любви, верили люди. У детей был свой «костер». Мальчики и девочки надевали на головы веночки и старались перепрыгнуть огромные кучи крапивы или чертополоха. Позднее сорняки бросали в воду. Кстати, в купальское пламя кидали сорочки больных детей, щоб хвороба згинула. А еще считалось, что гасить костры нельзя, они должны сами дотлеть.

Ночью в реку скатывали большое горящее колесо — символ того, что после праздника летнее солнце начинает спускаться с вершины небесной горы и его горячие лучи погаснут в дождевых потоках грядущей осени.

Главным обрядом купальской ночи, бесспорно, считается гадание на венках. С их помощью девушки выясняли, выйдут ли в этом году замуж и с какой стороны пожалуют сваты. Ночью приносили на берег реки сплетенные из 12 трав венки, прикрепляли к ним зажженные свечи и пускали на воду. Пока венки плыли по течению, девчата шли за ними вдоль берега и пели: «Плинь, плинь, вiночку, гарний, з барвiночку, за миленьким, за миленьким...» Если венок плывет ровно и свеча не гаснет — это знак, что девушка скоро выйдет замуж и будет счастлива. Если крутится на месте — скасується весiлля, потухла свеча — наречений бiдним буде. Хуже всего, если венок тонет, поскольку это означает скорую смерть близкого человека. А еще следили, к какому берегу веночек пристанет, ведь оттуда и жених будет. Парубки прекрасно знали, что ночью девчата будут гадать. Поэтому подплывали к этому месту поближе на плотах или лодках, чтобы поймать желанный венок и таким образом провiстити долю коханiй.

У гуцулов девушки гадали еще и так: на ночь на крышу дома, забор или ворота вешали небольшой веночек, а утром смотрели, не зацепился ли за цветы и травы волосок и какого он цвета. По этому и узнавали, блондином или брюнетом будет будущий муж.

В старину считалось, что в праздник Рождества Иоанна Крестителя вода приобретает особую волшебную силу, как человеческая душа после таинства крещения. Поэтому после гаданий молодежь отправлялась купаться. Прежде чем зайти в воду, полагалось трижды произнести: «Водице-студенице, ти вмиваєш луги, береги, камiння-кремiння. Омий i мої тiло й душу».

Супруги, не имеющие детей, вечером накануне Купалы отправлялись с гостинцами к сиротам. По преданию, именно в этот праздник можно вымолить у Бога ребенка. Люди надеялись, что благодаря заступничеству Иоанна Крестителя (который, согласно Евангелию, родился у очень пожилых пророка Захарии и праведной Елисаветы) в семье появится долгожданный малыш.

С верой в чудодейственную силу предпраздничной ночи связан также обычай купаться в росе. Так, на западе Украины женщины и девушки до восхода солнца волочили по луговой траве чистый холст. Собранную влагу выкручивали в ведра и умывались, после чего повязывали пояс из ароматных трав, который должен был защитить их красоту от увядания.

Иванов день наши предки считали лучшим для заготовки оберегов на все случаи жизни. К примеру, в Карпатах мужчины ходили в лес, чтобы спилить верхушку смереки — «царя». Такой оберег прикрепляли над входной дверью как защиту от злых духов и удара молнии. Люди говорили: «Iлько-громовик обминає ту хижу, де є царi».

Ну, а знахари запасались лекарственными травами. Собранные с росой на заре, они назывались иванками. Их обязательно освящали в церкви. Череду рвали и сушили, чтобы лечиться от золотухи, с помощью медвежьих ушек избавлялись от нарывов, ромашку и полынь давали детям от боли в животе, тысячелистник употребляли для аппетита. Прежде чем сорвать иванки, просили: «Земле-мати, благослови мене траву брати». В Карпатах, выкапывая корни белладонны, женщины оставляли в том месте хлеб и соль, приговаривая: «Не бануй, землице, що тя оголили, ми на тя, землице, хлiба положили». На Буковине, собирая травы в Иванов день, люди становились лицом к восходу солнца, крестились с молитвой, а потом поворачивались на запад и приговаривали: «Мати Божа ходила, зiлля родила, вiдром поливала — нам на помiч давала!»

Девчата одними целебными травами не довольствовались, а искали еще и приворотные. Стебли прятали под сорочкой и приговаривали: «Тирлич, тирлич, хлопцiв приклич!»
По народному поверью, в ночь на Ивана на папоротнике расцветает цветок счастья. «Рiвно опiвночi в темнiй глушинi iз трiскотом, наче грiм з неба, квiтка спалахує, умить виростає i горить блакитним вогнем, але зараз же i осипається...» — говорится в древней легенде. Храбрецу, который успеет найти и сорвать пылающий цветок папоротника, откроются все тайны мира, он не будет бояться злых сил, отвернет от своей нивы любую беду, будет здоров и богат, узнает, где спрятаны клады, а также женится на самой красивой девушке на свете. Добыть цветок может только парень, девчатам он не показывается. Но если девушка выйдет замуж за такого счастливца, то будет вечно молодой и прекрасной, а их дети — здоровыми и работящими.

Также в день Ивана Купалы следили за погодой, чтобы узнать, каким будет урожай. Например, считалось, что если 7 июля пройдут грозовые дожди, то орехи пустыми окажутся. Если погода солнечная, сад порадует обильным урожаем фруктов. 

Автор: Татьяна Сагула, Анна Высоцкая

По материалам fakty.ua

Комментариев (0)

Осталось 360 символов

Мифы о йодированной соли

Мифы о йодированной соли
развлечение и отдых

Сегодня нехватку йода ощущает около 70% населения Украины. Все дело в том, что страна расположена в зоне естественного йододефицита. На практике это означает, что содержание йода в грунтах, водах, и, соответственно, продуктах, выращенных на украинских землях, очень невелико.

В Украине ввели «недетское» время

В Украине ввели «недетское» время
развлечение и отдых

Вчера, 16 мая, Верховная Рада приняла закон, запрещающий детям до 16 лет с 22:00 до 6:00 находиться в учреждениях, ведущих деятельность в сфере развлечений и в заведениях общественного питания.

Мамы лгут друг другу о воспитании своих детей

Мамы лгут друг другу о воспитании своих детей
развлечение и отдых

Современные мамы все чаще и чаще лгут своим друзьям и знакомым по поводу того, как они воспитывают своих детей, преуменьшая время, которое те проводят перед телевизором, и выставляя себя идеальными родительницами.

Влияние пения колыбельных на детей

Влияние пения колыбельных на детей
развлечение и отдых

Родители знают, как бывает иногда непросто уложить малыша спать. Но ничего тут изобретать не нужно, ис­покон веков известно универсальное «снотворное» для детей и взрослых — колыбельные песни. Наши предки не зря считали, что воспитание ребенка берет свое начало с колыбельных, и придавали этим песням мистическое значение, в них сохранились таин­ственные языческие образы Дремы, Буки, Сна, Угомона...