Школа по-новому: без оценок и нервных срывов

Школа по-новому: без оценок и нервных срывов
 01.09.2016

Почти 400 тысяч первоклассников пошли в школы Украины 1 сентября 2016 г. Учиться дети будут по новым правилам: в августе Минобразования внесло изменения в учебные программы начальной школы и в требования к оцениванию достижений учеников.

По мнению экспертов, отказ от травли за оценки, домашних заданий на каникулах и зубрежки во многом зависит от учителей и их готовности отказаться от архаичных методов. Для средней и старшей школы в этом году все останется по-старому. Глобальные изменения, в том числе и сроков школьного обучения, запланированы на 2018 год.

ОЦЕНКИ

Результаты оценивания учеников станут конфиденциальной информацией, доступ к которой есть только у родителей и детей. Достижения и провалы больше не будут озвучиваться на родительских собраниях или досках «почета» и «позора» в виде рейтингов.

«Оценки должны перестать быть поводом для шантажа или давления на детей, — объяснила советник министра образования Иванна Коберник. — Не должно быть обсуждений оценок на родительских собраниях, ярлыков, кто лучше и кто хуже, на основе оценок. Никаких рейтингов на стенах. Школа должна работать не только с внешней, но и с внутренней мотивацией ребенка. Нам важно, чтобы ребенок в школе раскрыл свои способности, нашел, с чем ему интересно работать и чем заниматься, чтобы он в итоге хотел учиться, а не делал это потому, что есть плетка в виде рейтинга».

В 1 классе, как и ранее, оценки не будут ставить совсем. Вплоть до четвертого класса не будет балльного оценивания информатики, музыки, изобразительного искусства, трудового обучения, физкультуры, основ здравоохранения и предмета «Я в мире».

КАРАНДАШИ И РУЧКИ

Первоклассникам разрешат писать в тетради простым карандашом. «Родителям известны такие моменты, когда ребенок написал полстраницы, ошибся, вырывает страницу и переписывает. Они только учатся писать, и должны иметь право на ошибку, и не бояться этой ошибки. Что-то не так написали — стерли резинкой и исправили. Это практика, принятая в ведущих образовательных системах. Обучение должно быть для ребенка интересным занятием, а не процессом, который его постоянно травмирует. Да, ребенка надо учить работать, и это, конечно, выход из зоны комфорта, но учеба не должна сопровождаться постоянным стрессом», — объяснила министр образования Лилия Гриневич.

Аккуратные исправления в тетради не повлияют на оценку. Не будут занижать балл и за неправильный отступ количества клеточек и строчек. Снимается оценивание каллиграфии, хотя требование к аккуратности и разборчивости письма остается. Время перехода учеников на ручку определяет сам учитель, при необходимости этот шаг можно отсрочить и до 3 класса. Самим учителям в тетрадях первоклассников будет запрещено делать отметки красными чернилами.

БОЛЬШЕ ПРАКТИКИ

Изменения затронули все программы начальной школы. Общее для всех программ — снято распределение часов по темам. Раньше учитель был обязан читать тему столько, сколько прописано в программе.

«Если он вычитал тему, и класс уже все понял, все равно был обязан толочь воду в ступе, пока не закончатся часы. И наоборот, если тема классу не давалась, он был вынужден переходить к следующей, потому что часы закончились. Сейчас учитель сам определяет количество часов, порядок тем, главное — как достичь со своим классом лучших результатов», — говорит Коберник.

Из учебных программ убрали чрезмерную теорию, которая была даже в музыке, ИЗО и физкультуре. «А это не отвечает цели урока физкультуры в начальной школе, — считает советник. — Дети в первую очередь должны двигаться. Или в музыкальном искусстве было требование четко, дословно знать определение музыкальных жанров и терминов, которыми не пользуются даже профессиональные музыканты».

«Меняется цель образования: детей в начальной школе учат не зубрить без понимания, не запоминать единственно правильное решение, а думать и решать задачу разными способами», — пояснил эксперт в вопросах образования Андрей Черных.

Из украинского языка изъяли сложные для шестилеток темы, например, составление предложения по графической схеме. «Родители это называли азбукой Морзе, когда надо было, чтобы в первом классе дети формировали предложение по схеме. Решили от этого отказаться и сделать упор на технику и практику разговорной речи», — рассказал Черных.

В чтении отменили «гонки на скорость»: теперь упор на правильную речь и анализ прочитанного.

В преподавании английского языка переходят от письменной речи к разговорной. Раньше для первого класса существовало требование, что дети должны уметь писать слова, словосочетания и предложения. «В 6 лет дети еще не умеют писать даже на родном языке. А английский — один раз в неделю. Это неэффективно. Поэтому обновленная программа предусматривает устный вводный курс в первом семестре 1 класса, письмо вводится только во втором семестре, и только буквы и простые слова. И наконец в Украине начнут, как во всем цивилизованном мире, учить писать на английском языке шрифтом print script, это полупечатные буквы. Рукописный шрифт времен Шекспира, честно говоря, уже практически не используется, и даже в Британии и США детей учат писать полупечатными буквами», — утверждает Коберник.

Наиболее жаркие споры вызвали изменения в математике: в 1 и 2 классах отменено требование знать на память таблицы сложения и вычитания, умножения и деления. В соцсетях по этому поводу начали писать: все зубрили — и справлялись, таблицы надо знать назубок, разгрузка школьных программ не добавит ума и способностей детям. Эксперты не согласны.

«Ребенок должен не заучить таблицу в первом классе, а понимать, как это работает. Чтобы они с самого начала школы начинали думать... Когда мои знакомые рассказывают, какое количество заданий детям задают во втором-четвертом классах — это ненормально, зачем такая нагрузка? Тут главное — научить детей думать уже с первого класса, а не просто технической зубрежкой заниматься», — объяснил Черных.

ОТДЫХ

В первом классе домашних заданий не будет совсем, во втором — не больше, чем ребенок может самостоятельно сделать за 45 минут, в третьем — за 1 час 10 минут, в четвертом — за полтора часа. На каникулы дети должны уходить вообще без заданий.

«Многие учителя задают на каникулы, объясняя это тем, что иначе невозможно выполнить программу. Напомню, что программы начальных классов уже обновлены и разгружены. Большая часть работы должна выполняться в школе. А домашние задания — это закрепление материала, которое ребенок может выполнить самостоятельно, без посторонней помощи. Потому что у родителей нет педагогического образования, родители не учатся в начальной школе, и им не должны задавать писать рефераты», — считает Коберник.

МЕНЬШЕ БЮРОКРАТИИ

Оформление титульного листа школьной тетради придумали бюрократы, но это было прямым требованием министерства. С этого года в МОН решили такими мелочами больше не заниматься. Оформление тетради отдается на откуп учителю и вполне может ограничиваться указанием имени и фамилии ученика и номера класса. Учителям также придется отказаться от ежемесячной оценки за ведение тетрадей. «Эта практика была введена еще в советское время, но никаких критериев этого оценивания прописано не было», — говорится в пояснении Министерства образования.

Будет ли все это работать?

Внести изменения в программы — это только первый шаг. Второй — довести новые подходы до каждого конкретного учителя и добиться их выполнения.

«Пока есть только импульс от министерства, — счиатет руководитель проекта «Освітня політика» Виктор Громовой. — Не факт, что завтра каждая «Марьиванна» за закрытыми дверями класса это начнет делать. Надо, чтобы у «Марьиванны» произошел разрыв шаблона, чтобы она отказалась от определенных стереотипов, спустилась на землю, поняла, что ей надо тоже учиться, а то, что она делала 20 или 30 лет, сегодня уже надо делать иначе. Тут колоссальную работу надо проволить снизу — для того, чтобы философия стала совсем другой».

Коберник считает, что все получится: «Не стоит всех учителей записывать в динозавры и ретрограды. У нас множество позитивных отзывов об изменениях, многие директора и учителя признаются, что и раньше так делали, но тогда они нарушали программу. Никто не ожидает моментальных результатов. Во всех странах, которые прошли переход от системы обучения знаниям к обучению компетенциям, процесс занял около десяти лет. Это только первые шаги. Поэтому у образовательной отрасли впереди большой путь».

«Учителя эти изменения воспринимают более-менее адекватно», — заверил директор киевской школы №148 Сергей Горбачов.

Он подтверждает: многое из того, что предлагается Министерством образования на этот год, учителя и раньше делали по своей инициативе.

«Вызывает некоторый психологический дискомфорт то, что теперь детей надо больше хвалить и меньше отчитывать, а по некоторым предметам в начальной школе знания вообще не оцениваются. Учителя беспокоятся, как дети потом будут писать в четвертом классе государственную итоговую аттестацию. Тут надо еще пройти период адаптации. Есть учителя, которые понимают, что и как делать, как перестраиваться. Есть определенное количество педагогов, которые воспринимают нововведения нейтрально, а есть и те, кто считает, что это делать не нужно, а советская школа была лучшей. Но все-таки большинство настроено на то, чтобы внедрять эти изменения», — отметил директор школы.

По материалам news.liga.net

Комментариев (0)

Осталось 360 символов

Две трети наград на конкурсе пианистов имени Горовица забрали украинцы

Две трети наград на конкурсе пианистов имени Горовица забрали украинцы
развлечение и отдых

Восьмой международный конкурс молодых пианистов памяти Владимира Горовица завершился в Киеве. Церемония награждения и концерт победителей состоялись в Национальной филармонии. Дебютировали на конкурсе исполнители из 11 стран — от Украины до Финляндии и Китая. Почти 100 участников соревновались за почётные дипломы и награды. Среди 36 лауреатов 24 — украинцы.

Как стать мамой-жаворонком

Как стать мамой-жаворонком
развлечение и отдых

Как известно, люди делятся на «сов» и «жаворонков». Ну или на тех, кто ни то, ни се. А вот дети, хоть они и люди, не делятся — все они поголовно «жаворонки» и готовы скакать, веселиться, завтракать и вообще ни в чем себе не отказывать чуть ли не с шести утра. И как выжить и не сойти с ума в этой ситуации их мамам, если они закоренелые «совы» и их время — ночь, а утро — вот совсем-совсем не их время?

Родителей не волнует виртуальная жизнь детей

Родителей не волнует виртуальная жизнь детей
развлечение и отдых

Каждый третий ребенок скрывает от родителей, факт того, что он сидит в социальных сетях, каждый пятый — делится своими секретами с виртуальными друзьями.

Свекровь злая мачеха или вторая мама?

Свекровь злая мачеха или вторая мама?
развлечение и отдых

Почему-то о взаимоотношениях невестка-свекровь принято говорить и писать в несколько игривом тоне, психологи тоже подливают бензинчик в огонь: снисходительно раздают полезные и не очень советы, указывают на ошибки, рекомендуют приемы, досужие авторы вдоль и поперек классифицируют эту нежную тему, используя яркие сравнения и впечатляющие метафоры. А на самом деле смешного — мало.