Языковые навыки у детей развиваются при помощи музыки

Языковые навыки у детей развиваются при помощи музыки
 02.07.2018

Обучение ребенка игре на фортепиано формирует способности тональной дифференциации, улучшая навыки различия тех или иных слов в общем речевом развитии, а также при изучении языков.

Актуальность

Представления об влиянии обучения музыке на когнитивное развитие и, в частности, языковые навыки обсуждались ранее. Однако все еще оставалось неясным, способствуют ли уроки музыки расширению общих познавательных способностей, в том числе улучшению памяти и облегчению таким образом изучения языков, или влияние обучению музыке более специфично в этой связи.

Материалы и результаты исследования

В новой работе, проведенной сотрудниками Массачусетского технологического института США, установлено, что уроки игры на фортепиано у детей дошкольного возраста оказывают специфическое воздействие на способность дифференцировать высоту звука, что приводит к улучшению распознавания отличий между произносимыми словами. В то же время уроки игры на фортепиано, по мнению авторов, не расширяли общего когнитивного диапазона возможностей юных учеников, что оценивалось по результатам измерения IQ, а также показателей внимания и рабочей памяти.

Роберт Дезимоне, руководитель научного проекта и директор Института исследований мозга Макговерна при Массачусетском технологическом институте США, отметил, что по итогам наблюдения невозможно было проследить расширение общих познавательных характеристик детей, однако они демонстрировали улучшение в распознавании отдельных слов. Группу малышей, обучавшихся игре на фортепиано, преимущественно отличало развитие способности дифференцировать согласные звуки.

Ранее проведенными исследованиями установлено, что в среднем люди, имеющие музыкальное образование, показывают лучшие результаты в задачах понимания смысла прочитанного, различения речи от фонового шума и скорости аудиальной обработки информации. Тем не менее большинство этих исследований основывались на имеющемся у респондентов опыте музыкальной подготовки. В новой работе ученые поставили задачу провести контролируемое исследование, предполагающее возможность случайного отбора детей для обучения музыке с последующей оценкой результатов. Мотивацией идеи послужил тезис о том, что в случае, если дети, получившие начальное музыкальное образование, окажутся так же успешны или даже превзойдут ожидаемые возможности развития, чем дети, получившие дополнительное академическое образование, это послужит научным обоснованием продолжения финансирования дополнительного обучения музыке в школах.

Детей, принявших участие в исследовании (N=74), распределили на три группы. В основную группу вошли малыши, которых обучали игре на фортепиано (3 раза в неделю с продолжительностью урока в 45 мин). Вторая группа детей за тот же период посещала дополнительные занятия по чтению. Все дети, включая участников контрольной группы, не посещающих дополнительных занятий, говорили на китайском языке, который был их родным языком, а возраст детей составлял около 4–5 лет.

Через 6 мес исследователи протестировали учеников на их способность отличать слова, основанные на различиях в гласных, согласных или высоте звука, учитывая, что многие слова китайского языка отличаются лишь тональным нюансом. Исходя из этого, лучшая дифференциация слов обычно соответствует лучшему фонологическому осознанию — осознанию звуковой структуры слов, которая является ключевым компонентом последующего обучения чтению.

Выявлено, что дети, обучавшиеся игре на фортепиано, демонстрировали значимое преимущество по сравнению с детьми, посещавшими дополнительные занятия по чтению, лучше различая слова, которые отличаются одним согласным звуком. В то же время участники как «фортепианной», так и «литературной» групп показали лучшие результаты по сравнению с малышами, которые не посещали дополнительных занятий, при учете показателей в различении слов с гласными звуками.

Кроме того, оценив показатели электроэнцефалографии по измерению активности мозга, исследователи выявили, что дети «фортепианной» группы демонстрировали более выраженные по сравнению с другими участниками реакции при прослушивании серии звуков разной высоты. Это позволило авторам предположить, что большая чувствительность к различению тональностей у детей, занимавшихся игрой на фортепиано, является ключевым компонентом лучшей дифференциации слов.

В то же время в тестах IQ, внимания и рабочей памяти исследователи не обнаружили существенных различий между тремя группами детей.

Выводы

Таким образом, проведенное исследование позволяет предположить, что уроки игры на фортепиано по меньшей мере эффективны для развития языковых навыков, а также, вероятно, более перспективны в сравнении с дополнительными занятиями чтением для детей дошкольного возраста. В настоящее время школа, в которой был осуществлен научный проект, продолжает предоставлять возможность уроков игры на фортепиано юным ученикам, а исследователи выражают надежду на то, что полученные результаты смогут побудить и другие детские образовательные учреждения предложить дошкольникам не только имеющиеся в настоящее время ресурсы для обучения музыке, но и расширить эти возможности.

Автор: Савельева-Кулик Н.А.

По материалам www.umj.com.ua

Комментариев (0)

Осталось 360 символов

Ребенок считает быстрее, чем 8 докторов наук и компьютер

Ребенок считает быстрее, чем 8 докторов наук и компьютер
образование и развитие

Недавно в городе Тайбэй (Тайвань) прошло необычное соревнование по математике между двумя мальчиками и восьмью докторами наук.

Дети, которые часто играют в видеоигры, больше подвержены депрессии

Дети, которые часто играют в видеоигры, больше подвержены депрессии
образование и развитие

У мальчиков в возрасте около 11 лет, которые играют в жестокие видеоигры дольше двух часов в день, чаще, чем у сверстников, бывают симптомы депрессии. Об этом говорится в исследовании ученых из Техасского университета и их коллег из других ВУЗов.

Отменили тестирование детей перед школой

Отменили тестирование детей перед школой
образование и развитие

Президент Украины подписал закон, запрещающий проверять уровень знаний при приеме детей в общеобразовательные учебные заведения, кроме гимназий, лицеев, коллегиумов, специализированных школ (школ-интернатов), сообщила президентская пресс-служба.

Дети в полтора года могут мыслить в перспективе

Дети в полтора года могут мыслить в перспективе
образование и развитие

Дети учатся видеть мир глазами других уже в 18 месяцев, так обнаружило новое исследование. Оказывается, младенцы способны смотреть на мир с точки зрения других людей, т.е. мыслить в перспективе, гораздо раньше, нежели считалось до этого.