Детский портал 4Kids
www.4kids.com.uaПубликации
Регион:
Город:
Фраза:
Например, магазин
Опрос
В каком возрасте ваш ребенок перестал спать днем?
–  до 3-ех лет
–  в 3–4 года
–  в 4–5 лет
–  после 5-ти лет
Погода
Понедельник, 11/12
+1..+3 °C; Малооблачно
743 мм рт. ст.
Южн, 2-4 м/с
Малооблачно
Детский гороскоп
Овен Телец Близнецы Рак
Лев Дева Весы Скорпион
Стрелец Козерог Водолей Рыбы

Наша кнопочка:

Детский портал «4Kids»

получить код

Публикации

Вундеркинды

05.05.2008

Вундеркинды

Как расплачиваются дети за желание родителей сделать из них вундеркиндов. Практически каждый родитель, как только у него появляется ребенок, мечтает о том, чтобы он оказался гением или как минимум талантом. И начинает изо всех сил «гранить свой алмаз», чтобы явить свету бесценный бриллиант. Однако в природе за все нужно платить. И дети, увы, не исключение...

С одной стороны, все правильно. Психологи уверяют — вундеркиндами не рождаются. Ими становятся. Причем, как правило, в семьях, где родители не смогли реализовать собственные амбиции.

И поэтому не прочь использовать свой последний шанс и попытаться оказаться в одном ряду, к примеру, с родителями Моцарта, который уже в 3 года выступал с концертами. Или Грибоедова, в 11 поступившего в Московский университет. Или Льва Ландау, повторившего этот подвиг в 13. Наконец — Пушкина, начавшего писать стихи в 9 лет или Рафаэля, начавшего рисовать в 8 лет. Однако на этом пути родителей подстерегает немало граблей, на которые они с огромным удовольствием наступают.

Одарен или «да»?

Сотни тысяч одаренных детей так и не становятся гениями.
Для начала неплохо бы определиться, есть ли у ребенка одаренность. Конечно, некоторые дети уже с раннего возраста демонстируют большие успехи в какой-то области, избавляя родителей от необходимости ломать над этим голову. Но таких, увы, мало. Если ребенок не демонстрирует явных успехов, психологи советуют повнимательнее к нему присмотреться.

Существуют некоторые признаки, сигнализирующие об одаренности ребенка. Прежде всего, это любознательность: уже с младенческого возраста ребенок хватает различные предметы, ощупывает их и разглядывает со всех сторон. Позже старается понять, для чего служит та или иная вещь, как она действует, задает массу вопросов. Способные дети сопереживают чужим проблемам: эмоционально подключаются к судьбам героев услышанных сказок. Они расположены к самостоятельному мышлению, проявляют оригинальность и фантазию. Одаренные дети могут проводить долгое время в одиночестве, трудясь над своими проектами, в то время как установки взрослых им надоедают и раздражают. Наконец, есть специальные тесты.

Если вы даже при круглосуточном наблюдении и тщательном просмотре видеозаписей не обнаруживаете ничего подобного, не спешите огорчаться. Как говорится, «если невеста уходит к другому, то неизвестно, кому повезло». По данным выдающегося российского генетика Владимира Эфроимсона, гениальность, высокая одаренность, являющаяся отклонением в развитии мозга и психическом развитии, выпадает примерно одному ребенку из тысячи, развивается в нужной мере у одного из миллиона, а действительно гением становится один из десяти миллионов. Эти цифры весьма условны, но порядок чисел, вполне отражает истину. А это значит, что сотни тысяч одаренных детей так и не становятся гениями, а десятки тысяч не дотягивают даже до реализации своих способностей. Французский философ Дени Дидро точно заметил по этому поводу: «Гении падают с неба. И на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он падает мимо». Неудивительно, что мы довольно часто слышим о чудо-детях, поражающих воображение какими-то способностями. По оценкам специалистов, на полтора миллиарда жителей высокоразвитых стран нашей планеты приходится около 150 000 людей, которые при благоприятных условиях могли бы стать гениями. Но, где они, эти гении?

По данным очень многих психологов, много лет прослеживающих судьбу одаренных детей, лишь 2% из них (по самым оптимистичным данным, около 5%) реализуют в профессиональной деятельности свои таланты на соответствующем для их способностей уровне.

Плата за гениальность

Из гения математики — в посудомойки
«Из меня получился нелюдимый и не-уклюжий подросток с весьма неустойчивой психикой», — пишет о своей жизни «чудо-ребенка» в книге «Бывший вундеркинд» создатель кибернетики Норберт Винер, которого обучал школьным и внешкольным премудростям отец, имевший гуманитарное образование. Самое удивительное, что ему удалось поставить один из немногих успешных экспериментов такого рода: хотел вырастить одаренного ребенка — и вырастил его. Но какой ценой? Сделал ли отец своего ребенка счастливым? Есть и более интересные примеры.

Пятнадцать из шестнадцати лет жизни американки Сафии Юсуф прошли в непрерывной учебе. Когда именно начался этот изнурительный марафон, она не помнит: ей кажется, что с пеленок. Ее детство совершенно не походило на «счастливую пору жизни» ее сверстников. Покуда другие играли в игры, дети Фарука Юсуфа грызли гранит науки. Ибо целью жизни их отца было выпестовать из своих отпрысков гениев. Ученый-математик Фарук Юсуф переехал в Британию из Пакистана в 63-м году. Умный, честолюбивый, рациональный, жесткий и чуждый мешающих воспитанию родительских сантиментов, Фарук Юсуф разработал собственную методику обучения и стал обкатывать на собственных детях. Он не отправил ни одного из своих пятерых в школу, которую считал пустой тратой времени, превратив в учебное заведение собственный дом. Занятия в «школе» шли с утра до вечера. Основной упор делался на точные науки. Сафия вспоминает: «Мы постоянно мерзли. По теории отца, концентрироваться в процессе учебы можно только при низких температурах, тогда как тепло, наоборот, расслабляет». Нравилось ли ей все время учить математику? Да, нравилось. Помимо математики и прочих наук им доводилось заниматься еще и теннисом. Но не для удовольствия, а тоже ради достижения наивысших результатов. Причем отец не спрашивал, хотят они играть или нет, а попросту заставлял. За ошибки в математике и пропущенные очки в теннисе бил — наказывал за лень.

Методика Фарука Юсуфа принесла желанные плоды: его дети стали вундеркиндами. Брат Сафии в 14 лет стал студентом Уорвикского университета, сестра начала учиться там же в 15 лет. Но все рекорды гениальности побила старшая, Сафия. Закончив школьный курс математики на «отлично» в одиннадцать лет, в 13 Сафия Юсуф была принята в Оксфорд, став вторым «случаем» такого рода в мировой практике. Сафию нарекли математическим гением. Ее поступление в университет стало мировой сенсацией, о юном чудо-математике шумела вся западная пресса. В 15 лет, после завершения трехлетнего курса в Оксфорде, Сафия Юсуф... исчезла. Оказалось, что она... сбежала. «Я стала думать о побеге еще в 13 лет, — рассказала она. — Но я боялась, что не смогу прокормиться, детей ведь не принимают на работу. Надо было ждать, пока подрасту».

Полиция нашла беглянку в курортном городе Борнемуф, где «гений математики» работала... посудомойкой в ресторане. Хозяину заведения и в голову не могло прийти, что его новая посудомойка — математик-вундеркинд с оксфордским дипломом. Зато Сафия, по ее собственному признанию, впервые в жизни почувствовала себя свободной и счастливой. В полиции она заявила, что домой не вернется. Правда, она вернулась... в Оксфорд, изучать математику.

Как не ужасно это звучит, но перед нами классический рецепт производства вундеркинда. И случай с Сафией можно считать... хэппи эндом. В подавляющем случае бывает гораздо хуже...

Цена одаренности

Одаренные дети — в группе риска

«Синдром бывшего вундеркинда» — так психологи называют специфический невроз, который выражается в болезненном самолюбии, желании постоянно демонстрировать свои способности, непрерывно самоутверждаться. Более того, специалисты включают одаренных детей в «группу риска» наравне с умственно отсталыми, эпилептиками, сиротами и даже... малолетними преступниками. Всех их объединяет высокая степень вероятности того, что на их жизненном пути будут преобладать неустроенность, одиночество, непонятость другими, повышенный риск заболеваний. Но если, как говорится, к «Богом обиженным» общество относится со снисходительной жалостью и пытается хоть что-то для них сделать, то до «Богом одаренных» детей никому, кроме их родителей, в большинстве своем дела нет.

Комментарий

«Завышенные требования ударяют по личности ребенка»

Наталья Николаева, детский психолог:
- Завышенные требования ударяют по личности ребенка. Последствия — различные психические заболевания. Комплекс неполноценности, комплекс невостребованных ожиданий. Это когда человек всю жизнь пытается понравиться маме или папе, а на самом деле он не может реализовать это в жизни.

«Одаренных только от природы вундеркиндов практически нет»

Николай Нарицын, врач-психотерапевт:
- Одаренных только от природы вундеркиндов практически нет. Есть плоды родительского упрямства и непосильного детского труда. Причем для формирования вундеркинда родитель нужен не всякий, а именно такой, который будет стоять рядом с палкой и следить, чтобы ребенок делал все как нужно.

Лучший способ естественно развивать малыша — игра

Людмила Маттенкова, директор общеобразовательной специализированной физико-математической школы №35

- Как вы относитесь к стремлению родителей инициировать раннее развитие ребенка?

- Искусственно стимулировать развитие умственных способностей ребенка, на мой взгляд, нецелесообразно. Лучший способ естественно развивать малыша — игра. Она отлично расширяет его кругозор. Причем заниматься с ребенком нужно не только в саду и школе, но и дома. Ведь часто родители стараются наполнить ребенка максимумом знаний. И к шести-семи годам, когда наступает время пойти в первый класс, он уже «устает от знаний». Поэтому очень важно заниматься с ребенком дома. В процессе той или иной игры он способен естественно усвоить много новых знаний. Мои внуки (2-х и 4-х лет) в яслях и саду разговаривают с воспитателями на двух иностранных языках. Дома с папой они общаются только по-немецки. С мамой — по-русски. Обучение происходит в естественной и привычной для ребенка среде, потому и дается все легко.

В школе огромную роль играет, в какие руки попадет ребенок. Есть великолепные учителя, способные вовремя рассмотреть потенциал ученика и развивать его в нужном направлении. Есть дети, которых сами родители подстегивают к учебе, стараются сделать из собственного чада вундеркинда. Но ближе к окончанию школы такие дети настолько устают от необходимо-сти постоянно поддерживать в глазах окружающих свой статус гениальности, что в последствии становятся «обычными» детьми.

Есть и другие дети. Действительно одаренные. Их никто не заставляет учиться. Напротив, практически все предметы им даются легко. Они преуспевают и в гуманитарном, и в техническом направлениях. Но их почему-то никто не записывает в разряд гениев. Но именно такие дети, на мой взгляд, действительно одаренные.

Как воспитывать вундеркинда

Во многом причиной неудачи становится неправильное воспитание, стандартное или неправильное обучение, отсутствие индивидуального подхода. Зачастую именно поэтому из одаренного ребенка вырастает закомплексованный, неконтакт-ный, с тяжелым характером неудачник или человек беспечный, не умеющий трудиться. Как не загубить способности своего ребенка?

Для начала стоит отметить, что вундеркиндов, прошедших ясли и детский сад, практически не встречается. В этом нежном возрасте очень важна роль любящей матери. Что касается остального, то хотя готовых рецептов и нет, некоторые рекомендации психологи дают.

- С ребенком обязательно нужно много общаться.
- Известно, что мы выучиваем больше и лучше, если сами кого-то учим. Поэтому полезно просить ребенка что-то объяснить своему младшему брату, сестре или другу.
- Не погашать природный интерес ребенка к любому виду деятельности.
- Никогда не говорить ребенку, что он неспособный. Он может в это поверить.
- Воспитывать в ребенке настойчивость, усидчивость, трудолюбие и силу воли.
- Не подавлять взрывы фантазии, если они не вредят окружающим.
- Не подгонять ребенка под какие-либо стандарты, в том числе связанные с полом. Например, не следует говорить девочке, что она должна быть прежде всего хорошей матерью и хозяйкой, когда она интересуется «темами для мальчиков».
- Не тормозить, а всячески поощрять скорейшее включение ребенка в общественную жизнь: кружки, секции и т.п.
- Не расслабляться, если ребенок высоко одарен от рождения. Если он, обучаясь с обычными детьми, затрачивает на учебу мало времени и усилий, не испытывает трудностей при выполнении домашнего задания, одновременно проявляя успехи в школе, стоит насторожиться. Ребенок не использует свой богатый потенциал. В нем не развивается усидчивость, трудолюбие, воля. Лучше перевести его в другую школу, где ему будет сложнее учиться.
- Главное — не переусердствовать. Не нужно отнимать у ребенка детство, слишком заботясь о его образовании.
- Не расстраиваться, особенно в младших классах, из-за умеренных успехов в науках. Эйнштейн, например, развивался очень медленно, с трудом, поздно научился говорить и очень поздно пошел в школу. А Ньютон в школе слыл лентяем и тупицей. Ему пришлось учиться дома...

Кстати

По данным известного детского психолога, лауреата Государственной премии России Виктории Юркевич, к четырем годам ребенок обнаруживает 50% тех интеллектуальных способностей, которым суждено проявиться, к шести — 70%, а к восьми — 90%. Именно в этом возрасте можно выявить одаренность. И создать ей особые условия. То есть во 2–3 классе. Однако за реализацию одаренности почти всегда приходится платить.

Автор: Михаил Попов

По материалам dnews.donetsk.ua

Комментариев (0)

Комментарий:
Осталось 360 символов
Вернуться назад
Все публикации

Читайте также:

08.08.2017

Особенности грудного вскармливания

13.03.2017

Опасная школа. Пять угроз здоровью школьников и способы их избежать

08.11.2016

Йододефицит: его признаки и чем опасен

16.04.2015

Как научить ребенка не картавить

23.03.2015

Глаза и солнце: 7 факторов опасности

Карта сайта Рекламодателю О проекте Связь с нами Каталог детских сайтов