Если ребенок не слушается, что делать?

Если ребенок не слушается, что делать?
 17.11.2010
Дело поправимое, но предстоит специальная работа. Непослушных детей часто обвиняют, пытаясь найти в них плохой ген, злой умысел и т.п. На самом же деле, в группу «трудных» обычно записывают детей высокочувствительных, ранимых.

Реагируя гораздо импульсивнее, чем более устойчивые дети, под влиянием нагрузок, они «скатываются с катушек» под влиянием возникших жизненных трудностей. Причины — в глубине психики ребенка. Причины эти эмоциональные, и их надо знать.

Первая — борьба за внимание. Не получая должного количества внимания, так необходимого для успешного развития ребенка, для его благополучия, способ получить внимание наверняка — непослушание. Лучше такое внимание, чем никакого.

Вторая причина — протест против чрезмерной власти, опеки родителей — борьба за самоутверждение. Требование «я сам» двухлетнего карапуза сохраняется на протяжении всего детского периода, резко обостряясь в подростковом возрасте.

Дети чрезвычайно чувствительны к ограничению, ущемлению этого стремления. Если критика и приказы резки, а советы и замечания произносятся слишком часто, — ребенок восстает. Упрямство, своеволие, действия наперекор. Смысл всего этого — отстаивание права решать свои дела самому.

Третья причина — желание просто отомстить. Дети часто бывают обижены на своих родителей. Причины? Различны. От невыполненных обещаний до развода родителей. В данном случае смысл плохого поведения — «Вы причинили мне боль, пусть и вам будет плохо».

И, наконец, четвертая причина — отсутствие веры в себя, в собственный успех. У ребенка не получается в какой-то одной области жизни, а разочарование происходят совсем в другой. Накопив неудач и поруганий в свой адрес, он приходит к выводу: «Зачем что-то делать, все равно ничего не получится». Это в душе, а поведением покажет: «Мне все равно», «Да, плохой», «Ну и что, буду плохим». Стремления ребенка вполне закономерны и положительны. Они говорят о желании быть успешным, выражают естественную потребность в уважении и признании личности ребенка, потребность во внимании, ласке и заботе со стороны родителей. Беда «трудных» детей в том, что эти потребности нереализованы, и они страдают от этого и от стараний наверстать эту нехватку способами, которые неспособны ничего восполнить. В чем же «неразумность» таких ребят? Да просто в том, что они не знают, как это сделать по-другому. Следовательно, каждое серьезное нарушение поведения ребенка — это сигнал, просьба о помощи.

Возникает ключевой вопрос: что же делать дальше, когда разобрался, какая из ситуаций соответствует вашему случаю? Во-первых, постараться не реагировать так, как привык и ждет от вас ребенок, тем самым разорвав этот порочный круг, и только после этого переходить к позиции помощи. Помощь в каждом случае, естественно, разная.

Если дело в борьбе за внимание — покажите ваше положительное внимание к ребенку.Этому способствуют прогулки, совместные занятия, игры. В этот период оставляйте без внимания его привычные непослушания. Пройдет немного времени, и надобность в них отпадет сама собой.

Если причина столкновений — борьба за самоутверждение, то, напротив, умерьте свой гиперконтроль над делами ребенка. Для детей чрезвычайно важно накапливать свой собственный опыт. Это касается как решений ребенка, так и его неудач. Воздержитесь от тех требований, которые, как вы знаете по своему опыту, он не исполнит. Напротив, не оспаривайте его собственное решение, а договоритесь с ним об условиях его выполнения и обговорите детали. Но особенно выручит вас осознание, что своеволие и упрямство ребенка — всего лишь форма мольбы: «Дайте же мне, наконец, жить своим собственным умом».

Вы испытали обиду — задайте себе вопрос: что вынудило ребенка причинить ее вам? Какое переживание он испытывает сам? Чем вы могли обидеть его? Поняв причину, необходимо устранить ее.

Однако, наиболее тяжелая ситуация у родителя, который отчаялся, и у ребенка, потерявшего веру в свои силы. Разумное поведение родителя в этой ситуации — перестаньте требовать полагающееся поведение. Обнулите свои ожидания и претензии. Ищите доступный для ребенка уровень задач, и двигайтесь с этого начального плацдарма вперед вместе со своим ребенком. Выходите из тупика вместе с ним. Одновременно не допускайте по отношению к нему никакой критики. Поощряйте, отмечайте самый небольшой успех ребенка! Подстрахуйте его, поговорив со взрослыми, которые его окружают в школе. Первые же успехи окрылят его.

И в заключение. Не стоит ожидать, что вашими стараниями вы с первого же дня достигнете победы. Вам потребуются терпение и время. Основные усилия необходимо направить на переключение свих отрицательных эмоций (раздражение, гнев обида, отчаяние) на созидательный конструктивный образ действий. В определенном смысле придется трансформировать самого себя. Может оказаться так, что ребенок не сразу поверит Вам и в искренность ваших замыслов, и проверкой с его стороны будет усиление непослушания, но вы должны — просто обязаны — выдержать и это серьезное испытание. Верьте в себя, и удачи вам!

По материалам www.allwomens.ru

Комментариев (0)

Осталось 360 символов

Назван возраст, в котором можно родить вундеркинда

Назван возраст, в котором можно родить вундеркинда
образование и развитие

Английские ученые обнаружили прямую зависимость между возрастом матери и интеллектуальными способностями ее ребенка.

Дети военных будут иметь льготы при поступлении в вуз

Дети военных будут иметь льготы при поступлении в вуз
образование и развитие

Президент Украины Петр Порошенко подписал закон Украины № 1543-VII «О внесении изменений в статью 13 Закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» относительно предоставления льгот на получение образования лицами, родители которых являются военнослужащими».

Юный гений взломал Интернет-фильтр за $70 млн

Юный гений взломал Интернет-фильтр за $70 млн
образование и развитие

В Австралии разразился громкий скандал: 15-летний мальчик, Том Вуд, взломал за 30 минут государственный порнофильтр интернета, на разработку которого правительство потратило 70 млн долларов.

Глава государства очертил стратегические задания украинского образования

Глава государства очертил стратегические задания украинского образования
образование и развитие

Выступая на торжественной церемонии награждения работников образования, Президент Украины  В. Ющенко заявил о том, что первоочередное внимание в Украине должно быть обращено на поддержание статуса отечественных педагогов. К принципиальным направлениям работы образовательной сферы глава государства отнес создание эффективной системы образования, состоящей из «триады»: «детский сад — школа — университет», и повышение качества учебного процесса.