Персонализированные сказки. Сказкотерапия, как метод воспитания ребёнка

Персонализированные сказки. Сказкотерапия, как метод воспитания ребёнка
 13.10.2011

При слове «сказка» первая ассоциация, которая возникает у любого человека, это детство. Действительно, детство и сказка неразрывно связаны друг с другом. С самых первых дней родители, укладывая дочку или сына спать, напевают колыбельные и рассказывают детские сказки. Сказка — лучшее средство заинтересовать маленького человечка, успокоить его, заставить задуматься, помочь осознать окружающий мир и исследовать его. Сказка, как мало что еще, развивает фантазию и будит творческие способности.

Познание мира и себя в этом мире связаны для ребенка с множеством открытий, неожиданных приключений и находок. Именно сказочные истории, в которых заключен жизненный опыт старших поколений, помогают ребенку понять законы, по которым существует действительность. Зачастую ребенок задает такие вопросы, что взрослые испытывают растерянность и не могут правильно объяснить причины происходящих вокруг явлений, донести до ребенка идею о добре и зле, хорошем и плохом, справедливом и несправедливом. Тогда на помощь приходят сказки для детей. Ребенок следит за событиями, происходящими в жизни главных героев сказок, переживая сказочные ситуации с живым участием и непосредственностью, на которую способны только дети. Мозаика собственной картины мира ребенка складывается в немалой степени благодаря богатому языку сказок и волшебству сказочных ситуаций. И только повзрослев, он осознает, какое влияние на его духовный рост оказали сказки, услышанные им в детстве.

Именно поэтому сказка нашла широкое применение в психотерапии, и, кстати, не только детской. Психотерапевтические сказки широко применяются и для решения проблем, возникающих у взрослых людей. Существует даже специальный термин — «сказкотерапия». Разные специалисты по-разному трактуют понятие сказкотерапии: кто-то подразумевает под ним лечение сказками, кто-то — способ психологической коррекции особенностей характера, или способ, помогающий выявить проблему и решить ее с помощью сказочных историй, моделирующих ситуации действительности. Но все сходятся в одном: основная задача сказкотерапии — объединение самых эффективных психологических приемов и техник в рамках сказочной формы. Это метод достаточно новый, но очень эффективный, и поэтому весьма популярный среди психологов. Сказкотерапия помогает решить множество проблем, связанных с интеграцией личности в социальное общество, обнаружением и последующим развитием творческих способностей, адаптацией в условиях перенесенных психотравмирующих ситуаций. Также сказкотерапия широко применяется при обучении и коррекции нежелательного поведения детей. Такая коррекция не предполагает авторитарности и психического насилия в процессе воспитания ребенка с проблемами в поведении. Сказкотерапия абсолютно исключает любое директивное изменение негативного поведения, вместо этого предлагая ребенку широкий спектр альтернативных реакций на ситуации, в которых он привык действовать определенным образом. То есть, сказка дает такому ребенку понять, что существуют и другие модели поведения, и в разных ситуациях можно применять ту или иную. Слушая сказку, ребенок примеряет эти модели на себя, расширяет арсенал поведенческих реакций, становится более адаптированным к окружающей действительности, более гибко действует в процессе взаимодействия с окружающими людьми.

Еще большим дидактическим, воспитательным и психотерапевтическим эффектом обладают так называемые персонализированные сказки. Такие сказки отличаются от обычных своим главным героем: в персонализированной сказке в роли главного героя выступает конкретный ребенок. В персонализированную сказку можно превратить любую жизненную ситуацию, а действующие лица, окружающие ребенка-главного героя, будут слушателю поразительно знакомы: бабушки, дедушки, мамы и папы, соседские мальчишки, товарищи по школе или детскому саду, любимые домашние животные. Главный герой персонализированной сказки окружен теми же людьми, что окружают ребенка в действительности, живет в том же городе, где ребенок, имеет такой же характер и привычки. Сталкиваясь с теми же ситуациями, в каких оказывается ребенок в реальной жизни, главный герой преодолевает трудности, побеждает страхи и неуверенность в себе, решает свои детские проблемы. Надо заметить, что детям быть главными героями ужасно нравится, и сказки с собой в главной роли они могут слушать бесконечно.

Однако такие сказки нужны не только для развлечения: персонализированные сказки — поразительно эффективный воспитательный инструмент. Об этом интуитивно догадывается каждый родитель — все мамы и папы время от времени рассказывают своим детям такие сказки собственного сочинения. Персонализированная сказка помогает ребенку понять себя, подсказывает, как поступить в той или иной ситуации, учит понимать, что такое хорошо и плохо. Скучные нравоучения никогда не достигнут такого эффекта, который можно получить, рассказав ребенку сказку про него самого. Детские проблемы иногда кажутся взрослым людям слишком мелкими, смешными и незначительными, но для ребенка-то эти проблемы глобальны. Если ребенок боится темноты, поссорился с другом, переживает по поводу развода родителей, испытывает затруднения при взаимодействии с внешним миром, персонализированные сказки могут стать отличным помощником и родителям, и психологам при работе с таким ребенком.

По материалам cka3kapro.narod.ru

Комментариев (0)

Осталось 360 символов

Все больше украинских детей отказываются учиться в школе

Все больше украинских детей отказываются учиться в школе
образование и развитие

Ежегодно в Украине более 10 тыс. человек находят уважительные причины для того, чтобы учиться экстерном. У такого способа получения образования появляется все больше сторонников.

Кризис 1 года

Кризис 1 года
образование и развитие

Еще вчера ваш карапуз спокойно сидел в коляске и вызывал умиление прохожих. «Ах, какой чудный малыш!» — слышали вы. А сегодня он, кажется, сошел с ума, и вслед за ним начинает сходить с ума вся семья.

VIII Международный телевизионный конкурс юных музыкантов «Щелкунчик» пройдет с 26 октября по 3 ноября 2007 года в Москве

VIII Международный телевизионный конкурс юных музыкантов «Щелкунчик» пройдет с 26 октября по 3 ноября 2007 года в Москве
образование и развитие

Открытие и закрытие Конкурса состоится в Московском Международном Доме Музыки 26 октября и 3 ноября соответственно. Туры Конкурса смотрите в эфире телеканала «Культура».

Чему учится ребенок, глядя на родителей?

Чему учится ребенок, глядя на родителей?
образование и развитие

Можно потратить много времени на лекции о хорошем поведении, преимуществе быть добрым, как нужно общаться с людьми, прощать их и любить. Но на самом деле, дети получают большую часть информации, наблюдая на действиями своих родителей.