Почему умные дети учатся плохо

Почему умные дети учатся плохо
 09.11.2011
Сиутация, когда ребенок умненький, а учится плохо, очень распостранена. Поэтому мы решили разобраться во всех причинах этой проблемы. А помогли нам в этом психолог Психологического центра Altera Ирина Колесник и семейный психолог, детский психотерапевт Наталья Дмитришена.

Самая распространенная причина, по которой умные дети получают двойки, — это их низкая самооценка. В этом виноваты зачастую как раз их родители. Особенно те, которые критикуют за малейшие промахи, не доверяют выполнять никакие поручения и не дают высказывать свое мнение даже в самых простых бытовых ситуациях. В итоге ребенок боится действовать и принимать решения, ведь знает, что если не сделает все на «5+», то получит очередную «порцию» критики. Как исправить такое положение дел?

Во-первых, чаще хвалите ребенка за любое достижение, пусть даже оно никак не связано со школой. К тому же хвалите не столько за результат, сколько за приложенные усилия. А чтобы школьник сам поверил в то, что у него действительно многое получается, можно сделать т.н. копилку успехов. Туда нужно ежедневно класть записочки с описанием его побед за день. Кстати, записки должен писать и ребенок, и его родители. Тогда он будет видеть, что они умеют не только его критиковать, но и видят в нем что-то хорошее.

Во-вторых, помогите ребенку стать более самостоятельным. Прекратите стоять над ним, пока он делает уроки, привлекайте к обсуждению семейных вопросов, а также «нагрузите» его домашней работой. Также составьте вместе с ним график дня и научите правильно распределять свое время. Это будет для школьника сигналом того, что его воспринимают как взрослого и равноправного члена семьи.

В-третьих, найдите чаду кружок. Дополнительная возможность раскрыть свой потенциал, помимо школы, тоже поможет ему почувствовать себя увереннее.

Чувствует себя «пупом» земли

Завышенная самооценка тоже может привести к плохой успеваемости. Ею страдают избалованные излишней опекой и материальными благами дети. Они привыкли, что к ним относятся как к сокровищу и все решают за них, поэтому, когда не видят такого отношения в школе, проявляют агрессию и «ломаются». Кроме того, такие школьники привыкли получать все и сразу, поэтому у них пропадает мотивация терпеливо чего-либо достигать, в том числе и успехов в школе.

Перво-наперво родителям нужно перестать задаривать ребенка подарками по поводу и без. Постепенно переходите на нематериальные поощрения любых его успехов. Это поможет восстановить эмоциональный контакт с ним (в таких семьях он, как правило, нарушен). Тогда станет легче договариваться и, соответственно, решать проблемы в учебе.

Также баловня стоит научить быть самостоятельным и терпеливым, а также полагаться только на свои силы. Поэтому возложите на него какие-то обязанности по дому и отдайте на кружок, где материальный статус не имеет никакого значения, а все достигается только трудом (например, спорт).

Еще один совет — мамам и папам тоже стоит начать меняться, научившись отказывать ребенку в его прихотях. Главное в этом деле — не допускать, чтобы сегодняшнее «нет» стало завтрашним «да», иначе успехов в перевоспитании не добиться.

Двойки — это протест

Проблемы с учебой возникают и тогда, когда школьник не видит интереса к себе со стороны родителей. Такая ситуация может возникнуть в семьях, где мамам и папам приходится много работать.

Поэтому сначала ребенок пытается обратить на себя внимание хорошими оценками и достижениями. Но когда видит родительское равнодушие, то начинает протестовать и забрасывает учебу. К сожалению, как говорят психологи, такой метод привлечения внимания действительно работает.

Есть и противоположная ситуация, в которой может возникнуть такой протест: когда родители интересуются только учебой и оценками ребенка, забывая о его внутреннем мире. Тогда у него в голове формируется установка: «Я ненавижу школу, ведь из-за нее меня перестали любить». Ну а выход из двух ситуаций один: нужно восстанавливать эмоциональную связь с ребенком.

Занятые родители должны начать проводить с ним как можно больше времени. Если, например, даже в выходные не получается, то для того, чтобы побыть вместе, можно даже прогулять вместе школу в будний день.

Еще хотя бы раз в неделю можно устраивать разговоры-шепталки. Пусть это будет вашей общей семейной традицией. Во время этих разговоров как можно подробнее расспрашивайте ребенка о том, что у него произошло за неделю и интересуйтесь всевозможными деталями. Это продемонстрирует ему ваш интерес.

Все эти советы подойдут и родителям, которых интересует только учеба, но с одной оговоркой: проводя время со школьником, нужно на пару часов или даже не весь день забыть о таком слове как школа.

Еще одна причина плохой успеваемости умников и умниц — им неинтересно учиться, поэтому они просто перестают это делать. Почему так происходит?

Современные дети прагматичны, поэтому часто не понимают, зачем им просто так накапливать учебный материал. Из-за этого они и теряют интерес к предмету. Поэтому родители должны организовывать как можно больше интересных мероприятий, в которых их дети смогут применить полученные знания. К примеру, это могут быть языковые лагеря, кружки а-ля «Юный химик» и т.д.

Еще умный школьник может потерять интерес к учебе, когда рядом с ним находятся более слабые по уровню знаний дети. Естественно, такого ребенка нужно окружить «соперниками»: например, перевести в лицей или гимназию, где ему придется тянуться к общей высокой планке. Кроме того, можно попросить учительницу найти дополнительное применение его способностям. К примеру, он может рисовать профильные стенгазеты с доходчивыми объяснениями по какой-то теме.

И последняя причина — пресыщение учебой. Это случается с теми детьми, которых «пичкали» знаниями с раннего детства. Они продолжают тянуть нагрузку в начальной школе, чтобы взрослые были им довольны. А вот когда переходят в среднюю школу, то могут и вовсе забросить учебу (в этом возрасте авторитет взрослых становится значительно ниже). Ведь учеба становится еще сложнее, да еще и свободного времени ни на что, кроме нее, не хватает. В такой ситуации стоит на время уменьшить частоту посещения кружков, а также найти предмет-«любимчик» и начать развивать интерес к нему. Тогда учеба начнет приносить хоть какую-то радость, и это поможет восстановить желание учить другие предметы.

«Помогли в учебе шахматы»

Татьяна Урда: «Учиться без троек моему Васе мешали лень, отсутствие амбиций и неусидчивость. Хотя я знала (и это подтверждали учителя), что ему это под силу. Чтобы решить эту проблему, мы предприняли целый комплекс мер. Так, чтобы развить в сыне усидчивость, я отдала его на шахматы. Он помогли ему стать терпеливым, внимательным, развили стратегическое и логическое мышление. Кроме того, повысили его самооценку. Ведь, побеждая, Вася получал подтверждение своих способностей. При этом мы с мужем старались показать ему, что гордимся им и верим в его силы. Это очень важно, так как ребенку в силу своего возраста сложно оценить себя по достоинству. К примеру, я подталкивала Васю к участию в олимпиадах и конкурсах. Да, он не занимал призовые места, но то, что он может соревноваться с сильнейшими и справляться со сложными заданиями, развило в нем азарт и стремление расти.

Наконец, не последнюю роль в моей борьбе с тройками и ленью сыграло умение договариваться с сыном. Ведь у любого школьника есть мечта, и на этом можно сыграть. Я, например, часто говорю ему так: исполню твое желание, если добьешься таких-то результатов. При этом важно ставить посильные задачи, чтобы не отбить охоту что-либо делать».

Автор: Людмила Колб

По материалам www.segodnya.ua

Комментариев (1)

KI-ki
 24.11.2011, 03:19
Мне очень понравилась идея с копилкой поощрений! Это можно применять, наверно и до школы!
Осталось 360 символов

Отчего ребенок плачет

Отчего ребенок плачет
образование и развитие

Маленькие дети нередко плачут. Они не могут сказать, что их беспокоит, чего им не хватает, а лишь оповещают плачем о своем страдании или неудобстве. Их плач — это врожденный безусловный рефлекс, являющийся сигналом о помощи. Японские ученые разработали специальную компьютерную программу, которая анализирует плач ребенка и позволяет установить причину его недовольства — голод, боль или усталость.

Школам Луганской области дадут больше денег на еду

Школам Луганской области дадут больше денег на еду
образование и развитие

Руководство некоторых городов и районов Луганской области выходит на сессии для того, чтобы увеличить средства на питание детей в школах. Об этом заявила начальник Главного управления образования и науки Луганской ОГА Ирина Цимбал.

В Германии «трудного» подростка сослали в Сибирь

В Германии «трудного» подростка сослали в Сибирь
образование и развитие

Управление по делам молодежи Гессена отправило 16-летнего трудного подростка на девять месяцев в Сибирь в виде наказания за многочисленные проступки и в целях перевоспитания.

Гипертревога матери вредна

Гипертревога матери вредна
образование и развитие

Чувство тревоги за своего малыша, безусловно, знакомо каждой маме. Это способ прогнозировать возможные беды и способность своевременно «подстелить соломку» своему ребенку. Но порой материнский инстинкт и осознание ответственности за судьбу и здоровье ребенка превращают женщину в маму-наседку, которая разрушает личность ребенка, превращая его в бесхарактерного, не способного принимать самостоятельные взвешенные решения человека.