Особенности воспитания по-японски

Особенности воспитания по-японски
 16.09.2015

Воспитание детей в Японии очень отличается от привычного нам. В стране восходящего солнца детям прививается коллективизм еще с пеленок.

В японских семьях существует четкая иерархия и распределение задач. Мужчина полностью поглощен карьерой и уделяет время детям в основном на выходных. А женщина после рождения ребенка посвящает себя его воспитанию.

Дети очень привязаны к маме. В первый год она постоянно носит кроху на руках, кладет его спать рядом с собой. Ребенок еще остается «частью» мамы. Эти особые отношения подкреплены даже традицией. При рождении малыша акушерка отрезает кусок пуповины и кладет его в маленькую деревянную коробочку. Это символизирует связь матери и ребенка.

В семьях Японии четко распределены и роли детей. Так, у старшего ребенка больше прав, его выделяют среди остальных, но и перекладывают на него больше обязанностей.

Японские дети практически не плачут и не устраивают истерик, боятся одиночества и четко знают свое положение в обществе.

Особенности воспитания в семье

До 5 лет японцы обращаются с ребенком «как с королем», с 5 до 15 лет — «как с рабом», а после 15 — «как с равным».

До 5 лет малышу разрешается делать все, что ему заблагорассудится. А уже после 15 ребенок считается взрослым, у которого есть свои обязанности и который безукоризненно подчиняется правилам.

Малышу ничего не запрещают. Его только предупреждают, что это плохо, опасно и так далее. А если мама «не уберегла» ребенка и он ушибся, на него никогда не будут кричать. Зачем? Ведь в этом виновата только мама. Это она не смогла проследить за крохой.

В Японии распространено раннее развитие детей. Изменила вектор японской педагогики книга Масару Ибука «После трех уже поздно».

В ней автор рассказывает, что до трех лет закладываются основы личности малыша. Родители должны создать среду, в которой ребенок сможет максимально раскрыть свои способности. Их задача — заинтересовать малыша, развивать его навыки и воспитывать характер. Цель раннего развития — воспитать ребенка таким, чтобы «он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым».

В японских семьях не приемлемо физическое насилие. Родители не кричат на детей, не читают им нотаций. Единственное наказание здесь — одиночество. Если мама и папа недовольны поведением ребенка, меньше общаются с ним, противопоставляют какой-то группе — это страшно для малыша. Японские дети живут в коллективе и не видят себя вне его.

Родители спокойны, если ребенок устраивает истерики. Для них это признак развития и становления личности. Ведь в 2–3 года он еще не может «нормально» высказать свои желания, поэтому ему не остается ничего, кроме истерик. При этом мамы стараются сделать так, чтобы у ребенка не было причин пускаться в плач.

Воспитание мальчиков и девочек в Японии очень отличается. Это обусловлено четким распределением ролей во взрослой жизни. Мужчина — добытчик и глава семьи. Он должен преодолевать все трудности. А женщина — хранительница очага. На ней лежит вся домашняя работа. После уроков японские мальчики посещают образовательные секции, а девочки могут просто посидеть в кафе и пообщаться.

Особенности воспитания в детских садах

В Японии есть детские сады хойкуэн и етиэн. В первых обучаются крохи с 3 месяцев. Но отдать ребенка в детсад не так просто. Родителям нужно предъявить документы, что они оба работают более 4-х часов в день и не могут сами присматривать за малышом. В таком заведении ребенок может находиться с 8 утра до 6 вечера в будни и полдня в субботу.

В этизен тоже нужно предъявить справки, что мама работает. В таком саду ребенок находится с 9 утра до обеда. Среди частных садиков Японии особой популярностью пользуются элитные, которые находятся под опекой престижных университетов. Если ребенок поступает в такой детсад, он потом может без экзаменов перейти в университетскую школу и университет.

Детские садики обустроены тоже специфически. Дети учатся, играют, кушают и спят в одной комнате. Во время обеда в комнату заносят детские столы и стульчики, а во время сна достают специальные матрацы и раскладывают их на полу.

Детское питание в японских садах очень разнообразно. В рацион ребенка входят молочные продукты, овощи и фрукты. Здесь тщательно подходят к подсчету калорий и витаминно-минеральному составу. Ребенок должен получать все необходимые вещества. Если группа идет на прогулку, мамы дают деткам обед с собой. И не просто обед! Он обязательно должен содержать 24 вида продуктов, в том числе и рис. Мамы готовят еду сами и делают креативные упаковки для обедов, чтобы малышам было интереснее кушать.

В японских садах группы состоят из 6–8 человек. Каждые полгода группы меняются. Меняются и воспитатели. Это делается для того, чтобы ребенок не привязывался к преподавателям и улучшал свои коммуникативные навыки.

В садиках деток готовят к школе. Есть стандартные занятия, как чтение и письмо. А есть такие, которые направлены на развитие в ребенке коллективного духа. Например, на уроках вокала дети поют только хором. Преподаватели не выделяют солистов. Такие занятия учат детей работать в коллективе и не выделяться «из толпы».

Если дети ссорятся, ни взрослые, ни другие дети не вмешиваются. Здесь малышей обучают находить компромисс в любых конфликтах. И главное — не соперничать, ведь когда побеждает один, второй остается проигравшим и может «потерять лицо».

Выделяться — плохо. Этому учат японских детей. Их не сравнивают друг с другом. С одной стороны, это хорошо. Но, с другой, здесь не принято отмечать, что этот ребенок лучше всех рисует, а тот — читает. Все равны и конкуренции быть не должно.

Благодаря такому воспитанию японские дети очень дружны, но они не умеют выражать свое мнение. И более того — если ребенок мыслит «не по стандартам», не так, как все, он может стать объектом насмешек.

Нестандартного малыша не будут любить, над таким ребенком могут издеваться в школе.

В современном японском обществе начали задумываться над правильностью такой системы образования. Да, японцы отлично ладят в коллективе, но при этом там практически нет творческих личностей, инакомыслящих людей, нет индивидуальности.

Также западные каноны понемногу начали влиять на воспитание в семье. Японские мамы уже чаще пытаются совмещать работу и семью, женщины перестают жертвовать карьерой ради детей. Соответственно, контроль над ребенком и связь между мамой и малышом постепенно снижается.

По материалам www.sethealth.ru

Комментариев (0)

Осталось 360 символов

В джунглях Амазонки открылась школа для детей из индейских племен

В джунглях Амазонки открылась школа для детей из индейских племен
образование и развитие

В джунглях Амазонки (Бразилия) открылась школа для детей из индейских племен. Вместо математики и письма здесь преподают охотоведение и основы экологии — то, что больше всего пригодится школьникам.

Ребенок научился читать. Что дальше?

Ребенок научился читать. Что дальше?
образование и развитие

С вашей помощью и под вашим контролем он уже одолел страницы какого-нибудь букваря с короткими словами и предложениями. Так что вы можете с гордостью говорить: «Наш уже умеет читать!» Иными словами, вы реализовали важную часть своей воспитательной программы — научили ребенка читать до школы. Что же дальше?

Президент Украины назначит стипендии ученикам 10–11-х классов за успехи в гуманитарных науках

Президент Украины назначит стипендии ученикам 10–11-х классов за успехи в гуманитарных науках
образование и развитие

10 учеников 10–11-х классов получат от Януковича стипендии за особые успехи в изучении украинского языка и литературы.

Как родители могут обидеть ребенка

Как родители могут обидеть ребенка
образование и развитие

Родители — самые близкие люди для ребенка. Именно поэтому их ошибки ранят ребенка больше всего: гнев, злость, непонимание могут наложить отпечаток на всю взрослую жизнь маленького человека. Чего родителям следует избегать любой ценой в собственном поведении, чтобы не искалечить психику ребенка?