Как преодолеть детский беспорядок

Как преодолеть детский беспорядок
 15.02.2013

Бардак в детской комнате — а для многих украинцев и не в детской — знакомая проблема для всех, кто успел обзавестись ребенком. И, стоит признать, в этом украинцы не одиноки. Соцопросы, проведенные в разных странах мира, подтверждают: почти 30% родителей регулярно скандалят со своими детьми из-за беспорядка в доме и нежелания убирать даже в своей комнате.

Правда, сразу же записывать ребенка в безнадежные неряхи не стоит. Он разбросанные где попало вещи может даже не замечать. А все потому, что участок мозга, отвечающий за распределение последовательности действий, внимания и организованности развивается почти до 18–19 лет. Поэтому проблема не только в том, что дети не хотят наводить порядок (что, впрочем, и понятно — всегда найдутся дела поинтереснее). Но и в том, что они просто не знают, как это правильно сделать.

Мы собрали подборку советов, которые помогут родителям постепенно приучить ребенка убирать за собой.

Не упустить момент

В развитии ребенка есть периоды, когда он сам принимается все убирать и расставлять по свои местам. Первый такой «прорыв» наступает в возрасте около двух лет, когда малышу, с одной стороны, хочется проявить самостоятельность, а с другой, он старается во всем подражать родителям. Года в четыре наступает второй этап: у детей просыпается чувство прекрасного, и они стремятся все обустроить красиво и уютно. Правда, у родителей на этот счет может быть своя точка зрения (им же потом всю эту красоту убирать), но тут уж ничего не поделаешь — возраст такой.

В 7–8 лет у детей появляются свои секреты, и они опять стремятся наводить порядок в своих вещах самостоятельно. И тут важно не отбить у ребенка желание убирать, даже если он делает что-то не так. Кроме того, специалисты предупреждают: требование держать все на своих местах может затормозить развитие творческого потенциала малыша, угнетая его исследовательскую активность.

Самая желанная привычка для родителя

Учить убирать вовремя нужно смолоду. Совсем смолоду. А потому ее не помешает вписать в режим дня, чтобы она стала не «обязаловкой», а привычной процедурой, как мытье рук или чистка зубов. При этом сам список дел на день желательно составлять вместе с ребенком. Он намного охотней будет придерживаться режима дня, если сам на большом листе бумаги напишет или нарисует свои обязанности, среди которых будет и наведение порядка. Родители же должны следить за тем, чтобы ребенок относился к распорядку дня серьезно. И обязательно хвалить, если все сделано вовремя и правильно.

Когда приходит «время У»

Прерывать игру ради уборки — не лучший способ приучить ребенка к полезному делу. Потому что так он начнет воспринимать ее как помеху к достижению желаемого, а со временем и откровенно ненавидеть. И, как следствие, всячески саботировать. Впрочем, если и после развлечениq дите отказывается за собой убирать, тот тут уже родители могут проявить и твердость: спрятать игрушки дня на два, предупредив об этом ребенка. При этом важно не поддаваться на уговоры, а то и шантаж (например, в виде истерики) ребенка отдать хотя бы одну куклу или машинку. Иначе он почувствует свою «власть» и убирать так и не научится. Кстати, перед тем, как вернуть игрушки, не помешает договориться о том, что после игры он все-таки уберет все на место.

Сообразим на двоих

Приказать ребенку прибраться в комнате и пойти заниматься своими взрослыми и, без сомнения, куда более важными делами — это легко. Но, прямо скажем, неправильно. Дело в том, что ребенок не совсем представляет, что такое уборка: с чего ее нужно начинать, как проводить и когда заканчивать. А потому не стоит бросать малыша наедине с беспорядком, поскольку этот, казалось бы, легкий труд в одиночку для него может оказаться непосильным. Ребенку будет легче разобраться в своих вещах, если рядом будет мама или папа. Задача родителей — постепенно и незаметно для малыша отстраниться от этого занятия, а через некоторое время похвалить ребенка за самостоятельность.

Порядок наперегонки

Хороший воспитательный ход — превратить уборку в игру. Если в семье двое детей, то между ними можно проводить своеобразное соревнование: сперва собрать вещи, которые находятся не на своих местах, а после разложить их в правильном порядке. В случае, если ребенок один, играть с ним в уборку наперегонки придется уже самими родителям. Но перед этим нужно дать четкие вводные: эти вещи должны лежать там-то, эти — там-то, а начинать лучше с того-то и того-то.

Правда, как показывает практика, в подростковом возрасте такие «игры» уже не срабатывают, да и детская конкуренция за любовь родителей, если детей несколько, — и детская ревность вместе с ней — тоже дают о себе знать. Впрочем, на тинейджеров этот метод не очень-то и рассчитан, его цель — выработать привычку у тех, кто помладше.

Знай, вещь, свое место

У каждой вещи должно быть свое место. И ребенок об этом должен знать. Впрочем, об этом должны помнить и родители: иногда детские вещи валяются где попало только потому, что их некуда складывать. А потому ребенку нужны и корзина для грязной одежды, и ящики для игрушек, и полки для книг. При этом стоит помнить, что от ребенка-дошкольника требовать слишком многого не получится: сделать все, как того хочет взрослый, он просто не сможет. Так что пусть сначала убирает, как получится. А подсказать, как лучше. Всегда можно.

Самый заразительный пример

Дети берут пример со своих родителей — это факт. И чтобы ребенок понимал, что такое порядок, он должен наблюдать его изо дня в день. А потому детей следует активно — но, по возможности, в игровой, а не принудительной форме — привлекать к обычной домашней уборке. Даже самому маленькому дитю не помешает рассказать, что мусору на полу не место, дать подержаться за веник, показать, как нужно подметать или дать «повозить» тряпкой по полу. Разумеется, это не научит малыша мыть полы и подметать, однако позволит ему воспринимать заботы по дому как неотъемлемую часть повседневной жизни. Если, конечно, не отбить у него это понимание многочисленными родительскими «не лезь», «не мешай» и прочими запретами. Запрет уничтожает не только инициативу, но и веру в свои силы. Поэтому никогда не стоит перемывать за ребенком посуду, перестирывать и так далее, если он сделал что-то сделал не так.

Ну, и последнее. Даже если чадо после всех мыслимых и немыслимых способов превратить его в «чистюлю» не хочет убирать — не стоит отчаиваться. По словам психологов, большинство людей приходят к осознанному желанию жить в порядке лишь с обретением собственной семьи и собственного жилья. А значит, придется подождать. Лет двадцать...

Автор: Николай Горский

По материалам comments.ua

Комментариев (0)

Осталось 360 символов

Наказывать ребенка... полезно

Наказывать ребенка... полезно
образование и развитие

Детские психологи много лет спорили, полезны или вредны для психики ребенка шлепки родителей? Совсем недавно, наконец, они пришли к единому мнению.

Отношения в семье меняют детей генетически

Отношения в семье меняют детей генетически
образование и развитие

Плохое отношение к ребенку способно вызывать в нем изменения на генетическом уровне. Крики, ссоры, и наказания, влияют на работу мозга маленького человека, и могут изменить его генетическую сущность.

Эмоции и чтение влияют на интеллект ребенка

Эмоции и чтение влияют на интеллект ребенка
образование и развитие

При исследовании 7500 детей в возрасте до четырех лет были обнаружены два навыка воспитания, которые являются решающими для повышения IQ (коэффициента интеллекта).

Для чего ребенку необходимо рисование?

Для чего ребенку необходимо рисование?
образование и развитие

Не думайте, что рисование нужно только грядущим художникам. Рисовать обязаны все дети. Рисование — это одно из наилучших занятий, которое содействует становлению мелкой моторики, творческих способностей, фантазии. Это процесс, принуждающий детей думать, воспринимать и ощущать форму предметов и их цвет.