Персонализированные сказки. Сказкотерапия, как метод воспитания ребёнка

Персонализированные сказки. Сказкотерапия, как метод воспитания ребёнка
 13.10.2011

При слове «сказка» первая ассоциация, которая возникает у любого человека, это детство. Действительно, детство и сказка неразрывно связаны друг с другом. С самых первых дней родители, укладывая дочку или сына спать, напевают колыбельные и рассказывают детские сказки. Сказка — лучшее средство заинтересовать маленького человечка, успокоить его, заставить задуматься, помочь осознать окружающий мир и исследовать его. Сказка, как мало что еще, развивает фантазию и будит творческие способности.

Познание мира и себя в этом мире связаны для ребенка с множеством открытий, неожиданных приключений и находок. Именно сказочные истории, в которых заключен жизненный опыт старших поколений, помогают ребенку понять законы, по которым существует действительность. Зачастую ребенок задает такие вопросы, что взрослые испытывают растерянность и не могут правильно объяснить причины происходящих вокруг явлений, донести до ребенка идею о добре и зле, хорошем и плохом, справедливом и несправедливом. Тогда на помощь приходят сказки для детей. Ребенок следит за событиями, происходящими в жизни главных героев сказок, переживая сказочные ситуации с живым участием и непосредственностью, на которую способны только дети. Мозаика собственной картины мира ребенка складывается в немалой степени благодаря богатому языку сказок и волшебству сказочных ситуаций. И только повзрослев, он осознает, какое влияние на его духовный рост оказали сказки, услышанные им в детстве.

Именно поэтому сказка нашла широкое применение в психотерапии, и, кстати, не только детской. Психотерапевтические сказки широко применяются и для решения проблем, возникающих у взрослых людей. Существует даже специальный термин — «сказкотерапия». Разные специалисты по-разному трактуют понятие сказкотерапии: кто-то подразумевает под ним лечение сказками, кто-то — способ психологической коррекции особенностей характера, или способ, помогающий выявить проблему и решить ее с помощью сказочных историй, моделирующих ситуации действительности. Но все сходятся в одном: основная задача сказкотерапии — объединение самых эффективных психологических приемов и техник в рамках сказочной формы. Это метод достаточно новый, но очень эффективный, и поэтому весьма популярный среди психологов. Сказкотерапия помогает решить множество проблем, связанных с интеграцией личности в социальное общество, обнаружением и последующим развитием творческих способностей, адаптацией в условиях перенесенных психотравмирующих ситуаций. Также сказкотерапия широко применяется при обучении и коррекции нежелательного поведения детей. Такая коррекция не предполагает авторитарности и психического насилия в процессе воспитания ребенка с проблемами в поведении. Сказкотерапия абсолютно исключает любое директивное изменение негативного поведения, вместо этого предлагая ребенку широкий спектр альтернативных реакций на ситуации, в которых он привык действовать определенным образом. То есть, сказка дает такому ребенку понять, что существуют и другие модели поведения, и в разных ситуациях можно применять ту или иную. Слушая сказку, ребенок примеряет эти модели на себя, расширяет арсенал поведенческих реакций, становится более адаптированным к окружающей действительности, более гибко действует в процессе взаимодействия с окружающими людьми.

Еще большим дидактическим, воспитательным и психотерапевтическим эффектом обладают так называемые персонализированные сказки. Такие сказки отличаются от обычных своим главным героем: в персонализированной сказке в роли главного героя выступает конкретный ребенок. В персонализированную сказку можно превратить любую жизненную ситуацию, а действующие лица, окружающие ребенка-главного героя, будут слушателю поразительно знакомы: бабушки, дедушки, мамы и папы, соседские мальчишки, товарищи по школе или детскому саду, любимые домашние животные. Главный герой персонализированной сказки окружен теми же людьми, что окружают ребенка в действительности, живет в том же городе, где ребенок, имеет такой же характер и привычки. Сталкиваясь с теми же ситуациями, в каких оказывается ребенок в реальной жизни, главный герой преодолевает трудности, побеждает страхи и неуверенность в себе, решает свои детские проблемы. Надо заметить, что детям быть главными героями ужасно нравится, и сказки с собой в главной роли они могут слушать бесконечно.

Однако такие сказки нужны не только для развлечения: персонализированные сказки — поразительно эффективный воспитательный инструмент. Об этом интуитивно догадывается каждый родитель — все мамы и папы время от времени рассказывают своим детям такие сказки собственного сочинения. Персонализированная сказка помогает ребенку понять себя, подсказывает, как поступить в той или иной ситуации, учит понимать, что такое хорошо и плохо. Скучные нравоучения никогда не достигнут такого эффекта, который можно получить, рассказав ребенку сказку про него самого. Детские проблемы иногда кажутся взрослым людям слишком мелкими, смешными и незначительными, но для ребенка-то эти проблемы глобальны. Если ребенок боится темноты, поссорился с другом, переживает по поводу развода родителей, испытывает затруднения при взаимодействии с внешним миром, персонализированные сказки могут стать отличным помощником и родителям, и психологам при работе с таким ребенком.

По материалам cka3kapro.narod.ru

Комментариев (0)

Осталось 360 символов

Как подготовить руки ребенка к письму

Как подготовить руки ребенка к письму
образование и развитие

Для успешного обучения детей в школе необходимо уже с раннего возраста заниматься их многосторонним развитием. Одно из важных направлений — это подготовка руки к письму.

Как заставить ребенка носить очки?

Как заставить ребенка носить очки?
образование и развитие

Чтобы дети не стеснялись носить очки, надо подбирать модели, которые будут делать их привлекательными или похожими на любимых киногероев. Так советует столичный офтальмолог Виктория Анисова.

Житомирских школьников подстригут бесплатно

Житомирских школьников подстригут бесплатно
образование и развитие

В парикмахерских Житомирской области перед началом учебного года дети будут обслуживаться бесплатно. Об этом сообщили в пресс-службе Житомирской областной государственной администрации.

Для чего ребенку необходимо рисование?

Для чего ребенку необходимо рисование?
образование и развитие

Не думайте, что рисование нужно только грядущим художникам. Рисовать обязаны все дети. Рисование — это одно из наилучших занятий, которое содействует становлению мелкой моторики, творческих способностей, фантазии. Это процесс, принуждающий детей думать, воспринимать и ощущать форму предметов и их цвет.