Жестикуляция способствует проявлению скрытых знаний у детей

Жестикуляция способствует проявлению скрытых знаний у детей
 09.11.2007

Как показали психологи, в жестах детей часто скрываются подходы к задаче, которые словами ребенок не способен выразить. И жестикуляция помогает осваивать правильные методы решения арифметических задач.
Известно, что человек может выполнить задание, будучи неспособным сформулировать, как он этого добился. Например, в одном из исследований взрослых просили «извлечь» пять шаров из пяти коробок на экране монитора, но при этом не сообщали, что самый правый шар был всегда подвижен, а остальные можно было передвигать, только если шар справа был в коробке, а остальные шары справа — вне коробок. Все справились с головоломкой, но лишь немногие смогли объяснить, как им это удалось.

Флек и Вейсберг в 2004 году предложили другой интересный эксперимент — они просили испытуемых произносить вслух все мысли, появляющиеся при выполнении заданий с комбинациями слов. В результате обучаемые смогли намного эффективней справиться с заданием, но остался вопрос об истинной «скрытости» этих знаний: ведь когда испытуемые озвучивали свои мысли, эти способности и мысли переходили в разряд «открытых», и уже нельзя было установить, обладал ли человек ими до выполнения задания.

Сара Бродерс и ее коллеги из Университета Чикаго придумали, как установить наличие скрытых знаний, при этом не превращая их в открытые. Они использовали жестикуляцию. Этот тип сигнализации может не только показать наличие потенциальных знаний, но и установить их содержание.

В качестве группы для исследования Бродерс и коллеги взяли американских школьников из третьего-четвертого классов. Такие дети обычно неспособны решить задачу типа 6+4–5=15. Правильный ответ — 10, однако дети обычно ставят на пустое место 15, являющееся суммой 6, 4 и 5 слева, или 20 — сумму всех четырех показанных чисел.

Когда девочку, нарисовавшую 20, попросили объяснить, как у нее это получилось, она сказала, что сложила все числа вместе, но при этом ее указательный и средний палец показали сначала на 6 и 4, а затем на пустое место.

Ученые сочли, что хотя девочка и не имела в виду такую группировку, но ее подсознание проявилось в жестикуляции.

Проявление подсознательных знаний у детей в языке жестов, но не в устной речи, было показано и раньше, но психологи решили пойти дальше и доказать роль жестикуляции в процессе обучения. На эту мысль их натолкнул тот факт, что рассуждения вслух в ходе обучения или выполнения задания существенно улучшают результат.

В ходе первого этапа исследования ученые решили установить, насколько принуждение к жестикуляции усиливает проявление скрытых знаний. Для этого 103 школьников просили объяснить решение двух наборов из шести заданий типа 6+3+7=16. Сначала каждого ребенка просили на доске решить пример, а затем объяснить его решение, при этом 6 примеров — не инструктируя насчет манипуляций руками, а вторые 6 — с жестикуляцией.

Для чистоты эксперимента тех немногих детей, кто правильно выполнил задание, из дальнейшего хода исследования исключали.

Оставшихся же разделили на три группы: первую просили жестикулировать; вторую просили этого не делать; а третью вообще ни о чем не просили, кроме того, что объяснить, как они выполнили задание.

В ходе первого исследования ученые смогли выявить шесть основных подходов, три правильных и три неправильных, которые моли выражаться и в устной форме, и в виде жестов. Среди правильных были «Обе стороны равенства должны быть одинаковы», или «Здесь X и здесь X — что, если их вычеркнуть, а оставшееся — сложить?», а также формальный перенос с противоположным знаком. Среди неправильных — «Сложить все до знака равенства», «Сложить все числа, между которыми плюс».

Всем подходам соответствовали определенные движения руками. Например, верное «обе стороны равенства должны быть одинаковы» на языке жестов превращалось в «подчеркивание» обеих сторон плоской ладонью, а ошибочное сложение всех чисел — в поочередное указание на каждое из них, а также место для ответа слева направо. Оказалось, кстати, что скрытая в подсознании информация проявляется у разных людей почти одинаковым образом.

Удивительно, что некоторые дети из группы жестикуляции не могли объяснить, но повторяли тот же набор действий пальцами и кистями рук, что и правильно объяснявшие и жестикулировавшие ученики.

Более того, дети, которых просили жестикулировать — даже если они сами по себе этого не сделали бы — в среднем решали задачи лучше, «через руки» осваивая новые подходы к задаче.

Во втором исследовании приняло участие 70 детей, не участвовавших в первом. Сначала их также попросили решать задачи, жестикулируя или не жестикулируя. Затем ученикам на шести примерах, наконец, объяснили, как правильно решать такого типа задания, при этом учитель прибегал к одинаковому методу жестикуляции, «перемещая» числа руками. После урока детям дали листок с ручкой и снова попросили пройти тестирование.

К удивлению ученых, группа детей, жестикулировавших до урока, смогла правильно решить на 50% больше заданий, а значит, развитие навыков жестикуляции помогает в дальнейшем обучении.

От объяснения своих результатов психологи воздерживаются. Возможно, махание руками у доски проявляет новые аспекты проблемы. А может быть, это связано с более простой «формализацией» идей в виде пространственных движений.

В любом случае, практический вывод из их работы очень простой: поощряйте детей в жестикуляции — если они не будут стесняться делать это, у них появится шанс освоить стратегии решения задач, которые прежде не были им известны.

По материалам elvisti.com

Комментариев (0)

Осталось 360 символов

Как вырастить счастливого ребенка

Как вырастить счастливого ребенка
образование и развитие

Первым делом наука советует родителям самим научиться быть счастливыми. Как оказалось, родительское самоощущение влияет на детей самым непосредственным образом.

Как помочь ребенку заговорить?

Как помочь ребенку заговорить?
образование и развитие

Он уже умеет ходить, но вот беда, он ещё не научился говорить. Как бы странно это не звучало, но в этот период родители переживают за своего ребенка больше всех, ведь это сложно жить, понимая, что ребенок, вот уже на 2 дня, отстаёт от поставленной нормы. Мама очень беспокоится по этому поводу. Но ведь это всё напрасно, рано или поздно ребенок обязательно заговорит, главное, чтобы он был без отклонений. И, если это так, остаётся самая малость — иметь терпение.

Школьникам нужны уроки по развитию критического мышления

Школьникам нужны уроки по развитию критического мышления
образование и развитие

Если уж Минобразования и науки Украины намерено позволить детям в школах на свое усмотрение выбирать учебные дисциплины, то есть смысл внедрить уроки по развитию критического мышления.

Как не «прозевать» таланты вашего ребенка

Как не «прозевать» таланты вашего ребенка
образование и развитие

Талант — это такое особое умение, которое вдохновляет людей на создание чего-то особенного, нового. Уже с раннего детства, как только ребенок научился распознавать мир, и в дальнейшем, когда он учится сидеть, ходить, познает новые вещи и пространства, можно наблюдать, как у него появляются особые предпочтения.