Дети часто болеют из-за «спящего иммунитета»?

09.08.2012

На ранних этапах иммунная система не оказывает должной защиты организму из-за того, что у неё блокировано созревание важных иммунных клеток, отвечающих в том числе за врождённый иммунитет.

Почему маленькие дети часто болеют? Обычно на это отвечают так: в раннем возрасте иммунитет только учится бороться с инфекциями. Ему, как и человеку, нужно созреть; вот поэтому маленькие дети и доставляют столько хлопот родителям и врачам.

Однако, как выяснили исследователи из Мичиганского университета (США), это не совсем так. В статье, опубликованной в Nature Immunity, они пишут, что на ранних стадиях развития иммунитет вполне мог бы адекватно реагировать на инфекции, если бы его работа не сдерживалась довольно странным образом.

В детстве, по словам учёных, самые разные иммунные клетки, в том числе и такие важные, как естественные киллеры (NK-клетки), пребывают в незрелом состоянии. Они бы могли пройти необходимые этапы развития и превратиться в полноценных защитников от инфекции, но до определённого возраста сделать это им не удаётся. И причиной тому служит белок из класса трансформирующих ростовых факторов бета (TGF-β). Белки этого класса принимают самое активное участие в регуляции роста и дифференцировки клеток. В экспериментах на мышах выяснилось, что созревание NK-клеток, важных для врождённого иммунитета, тормозится TGF-β, синтезируемым в костном мозге. Если влияние TGF-β на иммунные клетки блокировали, то во взрослую жизнь мыши вступали, имея в десять раз больше иммунных клеток, готовых к активной защите.

Словом, говорить, что в раннем возрасте иммунитет «тренируется», не совсем корректно: там просто почти некому тренироваться, иммунные клетки не могут созреть до конца. Правильнее это состояние сравнить с иммунной дремотой. Исследователи убеждены, что точно так же иммунитет дремлет не только у мышей, но и у человека. Правда, непонятно, какую цель имеет такое заторможенное созревание иммунной системы. Не очень ясно и то, можно ли подталкивать развитие иммунитета у детей: всё-таки эти ростовые факторы — слишком многозадачные и многофункциональные белки, чтобы вмешательство в их работу прошло без побочных эффектов.

По материалам science.compulenta.ru

Младенцы берегут родителей от интима ради собственной жизни

Дети запрограммированы особым образом, чтобы полностью переключать на себя внимание матери, подтверждает исследование Гарвардского университета.

Почему папы дают больше нездоровой еды детям

Когда дети остаются дома с папой, то для них это тот счастливый момент, когда они понимают, что все позволено. Особенно то, чего мама не позволяет есть. Именно в таких случаях папы заказывают пиццу или прочую еду на дом.

Токсикоз у беременных. Как пережить ранний токсикоз.

Есть счастливицы, у которых беременность проходит легко и почти незаметно. Однако многие женщины, будучи в положении, чувствуют себя далеко не лучшим образом — их часто тошнит!

Самые безопасные вакцины для детей

Использование комбинированных вакцин для проведения плановых профилактических прививок от инфекционных болезней позволяет сделать процесс вакцинации более удобным и простым для ребенка.