Генетики уже готовы закладывать в детей желаемый набор характеристик

11.03.2015

На днях один из основоположников клонирования, британский ученый Тони Перри, удивил мир сенсационным заявлением. Оказывается, генетика достигла таких высот, что ученые готовы регулировать параметры будущего ребенка. Речь идет не только о предотвращении наследственных недугов у будущего младенца, но и о поле, росте, цвете волос и глаз.

Но удивились только те, кто не в курсе, как далеко продвинулась медицина в этой области. Поэтому можно смело сказать, что в сфере репродуктивной медицины наступает эпоха изготовления генетически модифицированных людей! И что «дети на заказ» уже не являются выдумкой писателей-фантастов. Но насколько этичным будет этот шаг и что он принесет человечеству? Вопрос непростой. Вот почему ученые говорят, что пришло время для серьезных дебатов в обществе.

Для разговора на эту тему мы пригласили Анатолия Баранова, доктора биологических наук, научного сотрудника Лаборатории молекулярно-генетических исследований; Александру Рымаренко, акушера-гинеколога, заведующего Центра планирования семьи, и отца Андрея Березовского, служителя храма Воскресения Христова.

- Итак, наука уже догнала фантастику?

А. Баранов: — Все новое воспринимается неоднозначно. Вспомним, какой шум поднялся в мире, когда в 1978 году на свет появился первый ребенок «из пробирки». А два года назад в США родилась первая девочка с запланированным полом: ученые применили методику NGS (Next Generation Sequencing) в ходе стандартной процедуры оплодотворения в пробирке. И это оказалось совсем просто: ДНК разобрали на части, определили хромосомный набор и имплантировали матери эмбрион женского пола. То есть сегодня есть выбор, кого вы хотите родить — мальчика или девочку. И это уже не фантастика.

- Доктор Перри говорит, что в принципе готов делать «дизайнерских» детей по любым параметрам. Можете объяснить, как выглядит «моделирование» человека на практике?

А. Баранов: — Прежде всего, отмечу, что на людях таких экспериментов еще никто не проводил, только на мышах. И в своей научной работе Перри подробно описывает весь процесс. Он очень сложный, но в целом все выглядит так: желаемые параметры (цвет, рост, вес) можно получить, модифицировав геном. Это делают, объединяя две различные ДНК: спермы и яйцеклетки. Для этого их надо «разобрать» на части. Выделить ген, отвечающий за рост, окрас, вес, цвет глаз, форму уха и тому подобное. Доктор Перри пишет так: «Мы использовали молекулярные ножницы и молекулярный навигатор, который предписывает ножницам, где резать». То есть речь идет о чрезвычайно точных инструментах и компьютерной программе. Грубо говоря, с ДНК делают такие же манипуляции, которые мы выполняем, когда работаем с текстом на компьютере: вырезают, копируют, вставляют. И недаром генетики называют этот метод «редактирование ДНК».

В целом этот метод начали применять в 2013 году. Его назвали одним из научных прорывов. Перри пошел дальше: он обнаружил, что, кроме простого «вырезания» фрагментов ДНК, можно еще и вживлять новые куски на месте надреза. Нечто похожее на то, как садовник прививает ветвь к дереву. И это помогает создавать искусственные мутации — такие, как нам нужно.

- А как ученые знают, что тот или иной ген собственно такой, как нужно, а не иной?

А. Баранов: — Они его видят. Специальные компьютерные программы все проверяют и выводят изображение на экран. Надо сказать, что работа в лаборатории чрезвычайно сложная и кропотливая. Над генами проводят различные манипуляции: их нагревают, и замораживают, и корректируют. Причем каждый этап работы имеет четкие временные рамки, до долей секунды. Впрочем, вероятность погрешности низкая. Это пример того, когда стреляешь и попадаешь в «десятку». Вот почему работу ученых можно назвать новейшим словом в методе генной инженерии, настоящей революцией. Ведь эта технология позволяет определить ошибку уже на второй день (!) развития эмбриона. А риск его повредить, если все сделать правильно, составляет не более двух процентов.

- А можно ли запланировать характер?

О. Римаренко: — Сейчас развивается такая отрасль науки, как поведенческая генетика. Она и изучает наследование характера, а также особенностей поведения, темперамента, способностей особи. Здесь работают вместе как генетики, так и психиатры. Все началось с того, что ученые тщательно исследовали однояйцевых близнецов. Выяснилось, что «ген лидерства» или «ген искусства» намного сложнее выделить, чем отвечающий за цвет глаз или волос. Но в принципе такое возможно.

Основоположником этого дела считается канадский биолог Дон Гемер. Ему удалось найти отдельные участки ДНК, которые влияют на все составляющие человека — от черт характера, настроения, до его сексуальной ориентации. Например, Гемер обнаружил связь между геном на хромосоме 11 и такими чертами характера, как заинтересованность, постоянный поиск чего-то нового, желание учиться. Люди, которым он передается по наследству, делают успехи в науке. А на хромосоме 17 ученые нашли ген, который делает людей тревожными, обеспокоенными. В то же время его можно назвать геном творческих людей: они имеют склонность к музыке, рисованию, сочинительству.

- Значит, все очень просто: эмбрион получает ген с хромосомы 11 — имеем ученого, с хромосомы 17 — вот тебе художник или музыкант?

О. Римаренко: — С большой долей вероятности — да. Но, к сожалению, не полностью. В отличие от генов, отвечающих за физические данные, гены характера не дают абсолютную уверенность в том, что тому или иному человеку будут свойственны определенные черты. Почему так? Да потому что за душевные характеристики отвечает совокупность генов. Казалось бы, все просто: в ДНК человека входит всего четыре химических вещества. Однако, чтобы «построить» только один простой человеческий ген, надо взять 1 000 000 комбинаций! У некоторых гены могут отличаться лишь одним химическим элементом, но это уже будут совсем разные люди. Над этим сейчас и работает генетика. И ведущие ученые говорят, что найдут решение проблемы уже в следующие три-четыре года.

- Коррекция генов, которые потом «подсаживают» в эмбрионы, происходит в пробирках. А что делают с теми эмбрионами, которые оказались лишними?

О. Римаренко: — Их выбрасывают как ненужный биологический материал. Вот здесь и кроется самая этическая проблема. Сейчас исследования проводят на лабораторных крысах. Но если эту методику ввести на людях, то возникает противоречивая ситуация. Потому что, учитывая все религии, мы имеем дело фактически с убийством нерожденных людей. С одной стороны — триумф науки, с другой — нарушение канонов веры. Вот почему генетики открыто заявили: прежде чем что-то гипотетически рассматривать и вводить, следует провести широкие дебаты на эту тему и разработать соответствующее законодательство.

- Интересно, что же ждет человечество в таком случае? Мы будем жить в мире идеальных людей? Не слишком ли все просто?

о. Андрей Березовский: — На самом деле, несмотря на оптимистические прогнозы, мы можем попасть в ситуацию, которой никак не ожидали. Без сомнения, «ребенок на заказ» — это сенсация для науки. Но так ли уж все хорошо? Представьте, что в будущем такая услуга станет доступной для всех. И большинство родителей захотят, например, мальчиков. А что же тогда делать с девочками, которых на планете станет намного меньше? Человечество просто исчезнет через несколько поколений! Природа определенным образом сама регулирует равновесие в рождении людей того или иного пола. И сможет ли это делать человек?

Рождение ребенка — это таинство. И вмешательство в сферу, которая подвластна Богу, может привести к непредсказуемому.

Автор: Ирина Львова

По материалам ualife.net

Найдено простое средство от детских аллергий

Дети, с рождения контактирующие с домашними собаками, значительно реже страдают поллинозом и другими видами аллергий. К таким выводам пришли сотрудники Национального центра гигиены окружающей среды в Мюнхене в результате продолжительного исследования с участием более чем 3 тыс. детей.

Беременность после усыновления: феномен или закономерность?

Понятие «материнство» давно не связывают только с биологической функцией женщины — вынашивания, рождения и вскармливания ребенка. Тысячи представительниц прекрасного пола ежедневно принимают решение отказаться от малыша до или после его рождения, а в это же время другие горько рыдают, услышав от врачей диагноз «бесплодие». И вот, когда решение об усыновлении принято или новоиспеченная мама уже прижимает долгожданного малыша к своей груди, тест на беременность показывает положительный результат! Это — Божья благодать и настоящее счастье!

На детском питании могут появиться предупреждающие надписи

На молочных смесях должны висеть точно такие же предупреждающие надписи, как и на сигаретах. Это может побудить значительное число молодых мам к грудному кормлению, как полагают эксперты.

Мать выбросила новорожденную дочь в выгребную яму

Из Днепропетровской области пришло тревожное сообщение. В поселке Межевая спасли малышку, которая около 40 минут пролежала в выгребной яме. Женщину, родившую девочку, затем нашла милиция. Младенец сейчас находится в областной детской больнице, его жизни ничего не угрожает.