Музыкальная сказка научит говорить

Музыкальная сказка научит говорить
 29.01.2009

В течение первого года жизни у малыша огромными темпами идёт развитие мозга, изменяется его внутренняя структура. Одновременно с этим у ребёнка развивается физический и фонематический слух. Именно слух играет ведущую роль в овладении речью: с помощью слуха и его особой избирательности к звукам человеческого голоса младенец впитывает окружающую его речевую среду, делает её своей и обучается активно пользоваться словом.

Сосредоточение на звуках речи появляется с самого рождения. Первые два месяца малыш замирает, глядя в глаза говорящему человеку. Создаётся впечатление, что он готов слушать часами. Даже первая улыбка крохи возникает именно на звук человеческого голоса! Услышав речь, малыш прислушивается, старается найти глазами источник звука. На третьем-пятом месяце жизни ребёнок после непродолжительного сосредоточения на говорящем взрослом начинает активно вокализировать сам, восторженно распевает и гукает. В полгода кроха внимательно присматривается к движущимся губам взрослого, пытается сам как-то шевелить губами и языком, при этом, конечно же, активно вокализируя, лепеча.

Но ребёнок далеко не всегда концентрируется, слыша речь. Если ребёнок не сосредоточен в момент, когда взрослый обращается к нему, то взгляд его не останавливается на лице взрослого, он отвлекается, смотрит в сторону, тянется за заинтересовавшей его игрушкой. В такие моменты ребёнок не слышит взрослого, его речь не вносит своего вклада в речевую копилку малыша. Если так было слишком часто на первом году жизни, то задержка развития речи неминуема.

Итак, ребёнок не всегда слышит взрослого. Был проведён эксперимент, в котором взрослый сопровождал интересным разговором различные повседневные события малыша, рассказывал ему сказки и т.д., но своевременного развития речи не наступило. Значит просто речевого общения недостаточно для развития речи ребёнка, оно бесполезно, если ребёнок не сосредоточен на слушании. Умение слушать — одна из наиважнейших предпосылок правильного речевого развития. Следовательно, можно правильно организовывать процесс восприятия речи, чтобы помочь ребёнку внимательно слушать и использовать услышанное для развития собственного активного говорения. В этом нам и поможет музыкальная сказка. Это занятие подходит малышам 6–12 месяцев (период лепета). Нужно выбрать какую-нибудь детскую красивую и весёлую музыкальную сказку — в ней должны быть и песни, и устная речь. Каждый день в течение 2–3 месяцев мы будем прослушивать фрагмент этой сказки продолжительностью примерно 5–10 минут. Важно, чтоб это был один и тот же фрагмент. Не стоит опасаться, что ребёнку надоест многократное повторение, напротив, чем дольше по времени малыш будет воспринимать одну и ту же сказку, тем увлекательнее и радостнее будет для него узнавание интересных знакомых звуков.

Как правильно организовать такое прослушивание? В комнате с ребёнком должен быть один взрослый (один и тот же). Во время звучания сказки он не разговаривает с малышом. Взрослый спокоен, благожелателен и внимателен к ребёнку, но пассивен. Зачем нужен взрослый? Дело в том, что ребёнок связывает в своём восприятии слышимую речь с близким и внимательным взрослым. Именно взрослый вводит ребёнка в мир речи, с его помощью и под его влиянием происходит овладение внимательным слушанием и активной речью.

Ребёнок во время прослушивания может вести себя так, как ему хочется. Первые занятия он не будет проявлять особого внимания к звучащему фрагменту. Это нормально. Пускай занимается своими привычными делами — ползает, рассматривает игрушки и т.д. Постепенно малыш начнёт реагировать на знакомые звуки, прислушиваться. Ещё через несколько занятий интерес станет явным — с первых же нот ребёнок будет располагаться лицом к источнику звука, внимательно слушать и узнавать слова и мелодии. Слышимая речь начинает вызывать интерес и желание сопоставить её со взрослым. Слушая сказку, ребёнок часто поворачивается к взрослому, внимательно смотрит на его лицо, губы, затем снова погружается в слушание. Но самое главное — у малыша появляется стремление поделиться с родителем своими радостными и удивительными переживаниями, жестами, мимикой, звуками он приглашает к совместному восприятию любимого фрагмента. Желание наиболее полно выразить свои эмоции и впечатления создаст у крохи потребность обратиться к взрослому с речью.

Какие можно заметить результаты? В повседневной деятельности, а особенно во время прослушивания, у ребёнка существенно увеличивается количество манипуляций с мелкими предметами (пуговицы, шнурки, детали), движений типа ковыряния, перекатывания в пальчиках, т.е. активизируется мелкая моторика рук. Становление речи тесно связано с мелкой моторикой, поскольку речь и движения имеют близкую физиологическую основу.

Вторым результатом будет значительная активизация вокализаций. Ребёнок будет больше и активнее лепетать, чаще обращаться голосом к взрослому. У ребёнка 8–12 месяцев вполне вероятно быстрое (через 20–30 занятий) появление первых активных слов.Таким образом, такое приятное и интересное времяпровождение как слушание детской сказки может принести малышу вполне ощутимую пользу в развитии речи. Положительные эмоции, радость от прослушивания, содержательное взаимодействие с любящим и внимательным родителем, качественное слушание и восприятие речи внесут большой вклад в развитие вашего малыша.

По материалам www.mobus.com

Комментариев (0)

Осталось 360 символов

Дети не должны ложиться спать слишком рано

Дети не должны ложиться спать слишком рано
образование и развитие

Бессонные ночи для маленьких детей могут привести к эмоциональным и поведенческим проблемам в дальнейшей жизни. Дети младшего возраста лучше умеют выбирать время для сна, чем взрослые, согласно новому исследованию ученых из США.

Украинские школы не готовы учить на региональных языках

Украинские школы не готовы учить на региональных языках
образование и развитие

В украинских школах еще не готовы к исполнению закона о языках. Для формирования классов на региональных языках необходимо достаточное количество учителей, свободно владеющих языком, а также немало свободных помещений.

Школьная форма 2011 года: Рекомендации дизайнеров

Школьная форма 2011 года: Рекомендации дизайнеров
образование и развитие

С каждым годом школьная форма становится все более популярной. Оглядываясь на западных коллег, отечественные школы вводят свои правила стиля, дисциплинируя в этом отношении учеников и, самое главное, учениц.

Украинское образование не соответствует зарубежным образцам

Украинское образование не соответствует зарубежным образцам
образование и развитие

Украинские учителя признают: образование в Украине не соответствует зарубежным образцам, а детей зачастую учат лишнему и бесполезному. Об этом сообщила старший сотрудник Института педагогики Академии педагогических наук Украины Галина Васьковская.