Почему умные дети учатся плохо

Почему умные дети учатся плохо
 09.11.2011
Сиутация, когда ребенок умненький, а учится плохо, очень распостранена. Поэтому мы решили разобраться во всех причинах этой проблемы. А помогли нам в этом психолог Психологического центра Altera Ирина Колесник и семейный психолог, детский психотерапевт Наталья Дмитришена.

Самая распространенная причина, по которой умные дети получают двойки, — это их низкая самооценка. В этом виноваты зачастую как раз их родители. Особенно те, которые критикуют за малейшие промахи, не доверяют выполнять никакие поручения и не дают высказывать свое мнение даже в самых простых бытовых ситуациях. В итоге ребенок боится действовать и принимать решения, ведь знает, что если не сделает все на «5+», то получит очередную «порцию» критики. Как исправить такое положение дел?

Во-первых, чаще хвалите ребенка за любое достижение, пусть даже оно никак не связано со школой. К тому же хвалите не столько за результат, сколько за приложенные усилия. А чтобы школьник сам поверил в то, что у него действительно многое получается, можно сделать т.н. копилку успехов. Туда нужно ежедневно класть записочки с описанием его побед за день. Кстати, записки должен писать и ребенок, и его родители. Тогда он будет видеть, что они умеют не только его критиковать, но и видят в нем что-то хорошее.

Во-вторых, помогите ребенку стать более самостоятельным. Прекратите стоять над ним, пока он делает уроки, привлекайте к обсуждению семейных вопросов, а также «нагрузите» его домашней работой. Также составьте вместе с ним график дня и научите правильно распределять свое время. Это будет для школьника сигналом того, что его воспринимают как взрослого и равноправного члена семьи.

В-третьих, найдите чаду кружок. Дополнительная возможность раскрыть свой потенциал, помимо школы, тоже поможет ему почувствовать себя увереннее.

Чувствует себя «пупом» земли

Завышенная самооценка тоже может привести к плохой успеваемости. Ею страдают избалованные излишней опекой и материальными благами дети. Они привыкли, что к ним относятся как к сокровищу и все решают за них, поэтому, когда не видят такого отношения в школе, проявляют агрессию и «ломаются». Кроме того, такие школьники привыкли получать все и сразу, поэтому у них пропадает мотивация терпеливо чего-либо достигать, в том числе и успехов в школе.

Перво-наперво родителям нужно перестать задаривать ребенка подарками по поводу и без. Постепенно переходите на нематериальные поощрения любых его успехов. Это поможет восстановить эмоциональный контакт с ним (в таких семьях он, как правило, нарушен). Тогда станет легче договариваться и, соответственно, решать проблемы в учебе.

Также баловня стоит научить быть самостоятельным и терпеливым, а также полагаться только на свои силы. Поэтому возложите на него какие-то обязанности по дому и отдайте на кружок, где материальный статус не имеет никакого значения, а все достигается только трудом (например, спорт).

Еще один совет — мамам и папам тоже стоит начать меняться, научившись отказывать ребенку в его прихотях. Главное в этом деле — не допускать, чтобы сегодняшнее «нет» стало завтрашним «да», иначе успехов в перевоспитании не добиться.

Двойки — это протест

Проблемы с учебой возникают и тогда, когда школьник не видит интереса к себе со стороны родителей. Такая ситуация может возникнуть в семьях, где мамам и папам приходится много работать.

Поэтому сначала ребенок пытается обратить на себя внимание хорошими оценками и достижениями. Но когда видит родительское равнодушие, то начинает протестовать и забрасывает учебу. К сожалению, как говорят психологи, такой метод привлечения внимания действительно работает.

Есть и противоположная ситуация, в которой может возникнуть такой протест: когда родители интересуются только учебой и оценками ребенка, забывая о его внутреннем мире. Тогда у него в голове формируется установка: «Я ненавижу школу, ведь из-за нее меня перестали любить». Ну а выход из двух ситуаций один: нужно восстанавливать эмоциональную связь с ребенком.

Занятые родители должны начать проводить с ним как можно больше времени. Если, например, даже в выходные не получается, то для того, чтобы побыть вместе, можно даже прогулять вместе школу в будний день.

Еще хотя бы раз в неделю можно устраивать разговоры-шепталки. Пусть это будет вашей общей семейной традицией. Во время этих разговоров как можно подробнее расспрашивайте ребенка о том, что у него произошло за неделю и интересуйтесь всевозможными деталями. Это продемонстрирует ему ваш интерес.

Все эти советы подойдут и родителям, которых интересует только учеба, но с одной оговоркой: проводя время со школьником, нужно на пару часов или даже не весь день забыть о таком слове как школа.

Еще одна причина плохой успеваемости умников и умниц — им неинтересно учиться, поэтому они просто перестают это делать. Почему так происходит?

Современные дети прагматичны, поэтому часто не понимают, зачем им просто так накапливать учебный материал. Из-за этого они и теряют интерес к предмету. Поэтому родители должны организовывать как можно больше интересных мероприятий, в которых их дети смогут применить полученные знания. К примеру, это могут быть языковые лагеря, кружки а-ля «Юный химик» и т.д.

Еще умный школьник может потерять интерес к учебе, когда рядом с ним находятся более слабые по уровню знаний дети. Естественно, такого ребенка нужно окружить «соперниками»: например, перевести в лицей или гимназию, где ему придется тянуться к общей высокой планке. Кроме того, можно попросить учительницу найти дополнительное применение его способностям. К примеру, он может рисовать профильные стенгазеты с доходчивыми объяснениями по какой-то теме.

И последняя причина — пресыщение учебой. Это случается с теми детьми, которых «пичкали» знаниями с раннего детства. Они продолжают тянуть нагрузку в начальной школе, чтобы взрослые были им довольны. А вот когда переходят в среднюю школу, то могут и вовсе забросить учебу (в этом возрасте авторитет взрослых становится значительно ниже). Ведь учеба становится еще сложнее, да еще и свободного времени ни на что, кроме нее, не хватает. В такой ситуации стоит на время уменьшить частоту посещения кружков, а также найти предмет-«любимчик» и начать развивать интерес к нему. Тогда учеба начнет приносить хоть какую-то радость, и это поможет восстановить желание учить другие предметы.

«Помогли в учебе шахматы»

Татьяна Урда: «Учиться без троек моему Васе мешали лень, отсутствие амбиций и неусидчивость. Хотя я знала (и это подтверждали учителя), что ему это под силу. Чтобы решить эту проблему, мы предприняли целый комплекс мер. Так, чтобы развить в сыне усидчивость, я отдала его на шахматы. Он помогли ему стать терпеливым, внимательным, развили стратегическое и логическое мышление. Кроме того, повысили его самооценку. Ведь, побеждая, Вася получал подтверждение своих способностей. При этом мы с мужем старались показать ему, что гордимся им и верим в его силы. Это очень важно, так как ребенку в силу своего возраста сложно оценить себя по достоинству. К примеру, я подталкивала Васю к участию в олимпиадах и конкурсах. Да, он не занимал призовые места, но то, что он может соревноваться с сильнейшими и справляться со сложными заданиями, развило в нем азарт и стремление расти.

Наконец, не последнюю роль в моей борьбе с тройками и ленью сыграло умение договариваться с сыном. Ведь у любого школьника есть мечта, и на этом можно сыграть. Я, например, часто говорю ему так: исполню твое желание, если добьешься таких-то результатов. При этом важно ставить посильные задачи, чтобы не отбить охоту что-либо делать».

Автор: Людмила Колб

По материалам www.segodnya.ua

Комментариев (1)

KI-ki
 24.11.2011, 03:19
Мне очень понравилась идея с копилкой поощрений! Это можно применять, наверно и до школы!
Осталось 360 символов

Украинским школьникам «навязывают» Гарри Поттера вместо Гете и Данте

Украинским школьникам «навязывают» Гарри Поттера вместо Гете и Данте
образование и развитие

Минобразования Украины презентовало проект новой школьной программы по зарубежной литературе для 5–9-х классов. Программу разбавили фэнтези, а часть классики убрали. Тем самым, Минобразования собирается осовременить курс зарубежной литературы.

Дети, знающие два языка, воспринимают мир иначе

Дети, знающие два языка, воспринимают мир иначе
образование и развитие

Ведущие исследователи из университета Конконрдия осуществили ряд лабораторных испытаний, результаты которых позволили экспертам сделать интересный вывод. Дети, знающие два языка, воспринимают мир иначе.

Занятия музыкой развивают детей

Занятия музыкой развивают детей
образование и развитие

Исследование Гарвардского Университета позволило сделать любопытный вывод: обучение музыке позитивно влияет не только на слух и моторику, но и на иные качества детей.

Трудный ребенок получает характер от матери

Трудный ребенок получает характер от матери
образование и развитие

Проблемные дети, скорее всего, получили гиперчувствительность еще в утробе матери, говорит последнее исследование Джерри Гисбрехта из Университета Калгари в Канаде. Эксперт решил проанализировать связь настроения матери и уровня стрессового гормона кортизола на примере 83 женщин.