Петриковская роcпись: красочное волшебство

 25.03.2016

Петриковская роспись — уникальный элемент украинской культуры, которая создавалась столетиями благодаря неутомимому труду и безграничному таланту предков.

Мастера петриковской живописи — истинные волшебники, ведь созданные ими орнаменты с плавными линиями и сочными цветами до сих пор не только радуют, но и удивляют своей красотой, теплом и душевностью.

Возникновение петриковской росписи

История возникновения петриковской росписи связана селом Петриковка, где это орнаментальное искусство передается с поколения в поколение.

Село Петриковка, будучи «казенной государственной слободой», не знало, что такое тяжелый гнет крепостничества. Среди развивающихся ремесел особое место занимала художественная роспись.

Красочным орнаментом украшали печь, дымоход, затем рисунок плавно переходил на стену, продолжался над окнами. Рисовали также на посуде, свадебных сундуках. Петриковская роспись красовалась на внешнем фасаде дома и на других хозяйственных сооружениях.

Особенности петриковской розписи

Цвета

Традиционно петриковская роспись имеет ограниченную цветовую гамму. Мастера всегда подбирали чистые цвета, среди которых красный, розовый, желтый, синий и зеленый.
Изначально краски изготавливали из природных материалов: сажи, сока травы, цветов, ягод бузины или вишни. Краски разводили на яичном желтке и закрепляли клеем из вишни или свекольным сахаром.

Из-за использования натуральных красок рисунок нужно было каждый год обновлять. Как правило, это делали накануне большого праздника. В повторной росписи (как и в самом орнаменте) также была заложена идея цикличности, отражалась внутренняя потребность человека в обновлении жилья. Кроме того, так развивались и сами мастера, и школа росписи.

В конце 19-го столетия начали использовать водяные и масляные краски, а настенные росписи перешли на бумагу.
Для создания фантастического орнамента народные умельцы использовали кисточки из кошачьей шерсти, стебли болотных трав и пальцы.

Сочетание цветов

Цветочные композиции выполняли так, чтобы между цветами сохранялось равновесие, а основные и дополнительные цвета гармонично сочетались между собой. Например, если с одной стороны какой-либо цвет является доминирующим, то с другой он может присутствовать только в небольшом количестве (в незначительных деталях и элементах).

По краям композиции желательным было использование таких же цветов, которые были и в центральной части рисунка.
Со временем петриковские мастера расширили палитру красок и начали использовать более сложные сочетания цветов. Свои композиции они выполняли в холодной или теплой гамме.

Элементы орнамента

В петриковской росписи основной элемент орнамента — цветы, которые являются символом красоты природы и родного края. Мастера точно и легко умеют одним мазком создавать нежные красивые лепестки, из которых потом получается фантастический цветок необычной формы, и гибкий стебель.
Люди умели внимательно наблюдать за природой, чтобы потом воплотить ее в рисунке, но не такой, как на самом деле, а декоративно, обобщенно. Так петриковская роспись обогащалась удивительными цветами и фантастическими птицами.

Для петриковского орнамента характерны как садовые, так и полевые цветы — астры и ромашки, георгины и васильки, мальвы, ягоды калины, винограда, листья папоротника и т. п. Среди этих элементов почетное место занимает изображение птицы, реже можно увидеть человека или зверя.

Традиционная петриковская композиция — три больших цветка, от которых отходят более мелкие цветы, листья и усики.

Техника петриковской росписи

Узоры в технике петриковской росписи создаются с помощью четырех типов мазков:

«гребешок» (натиском кисти делается утолщение, а затем легким движением выводится тонкий хвостик; из сочетания нескольких таких мазков получается гребешок);

«зернышко» (кисточку нужно положить на бумагу и слегка протянуть к себе, поднимая носик);

«орешек» («луковка») (два изогнутых мазка, которые соединяются утолщением мазков «гребешок» посредине);

«переходный мазок» (на кисточку набирают темную краску, на кончик — светлую, затем делают мазок, вытягивая усик).

 

Комментариев (0)

Осталось 360 символов

Тренинги по выживанию станут основным предметом в китайских школах

Тренинги по выживанию станут основным предметом в китайских школах
образование и развитие

В передаче, посвященной выживанию в условиях чрезвычайных ситуаций принял участие звезда китайского баскетбола Яо Мин. Передача направлена на то, чтобы поддержать тренинги по выживанию в условиях чрезвычайных ситуаций, проводимые в школах после 12 мая.

В Одессе попытались оценить качество образования

В Одессе попытались оценить качество образования
образование и развитие

Как ни печально, но три летних месяца пролетели «как три дня» а значит, что вот-вот ребятам вновь придется собирать портфель и шагать в школу. Но к новому учебному году готовятся не только школьники, студенты и их родители, но и педагоги.

Лучший учитель для маленького ребенка — второй ребенок

Лучший учитель для маленького ребенка — второй ребенок
образование и развитие

Родители часто недооценивают возможности своего ребенка чему-то научить младшего братика или сестричку. Новое исследование доказало, что дети с радостью берутся обучать малышей.

Непозволительная роскошь… школьных обедов

Непозволительная роскошь… школьных обедов
образование и развитие

Начало нового учебного года ознаменовалось для родителей учеников подорожанием школьных обедов: вместо ставшей привычной суммы в три-четыре гривни уже требуется пять-шесть, а то и больше.